Многие темы доступны после авторизации.
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Форум самопознания и просветления » Форум самопознания » Беседка » Смысл этого мира (В чем смысл материального мира?)
Смысл этого мира
pro-svet Дата: Пятница, 03.01.2020, 21:07 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5321
Репутация: 171
Статус: Offline
Цитата dobryakk ()
Меня интересует смысл существования этого материального мира. Если Бог его создал, то вероятно он нужен Богу. Однако говорят, что у Бога итак все есть, зачем же тогда этот материальный мир, наслаждайся духовным.
Вроде как души хотят пожить не для Бога, а для себя и тогда их отправляют сюда. А как они вдруг такой вариант придумали, если в духовном мире итак хорошо?

Хорошие вопросы smile

Наверное, только Творец и может дать на них правильный и исчерпывающий ответ. Мы можем только предполагать, или же принять на веру то, что говорится в писаниях.

Есть разные версии.

Есть версия, которую вы озвучили, что мы "ушли" из духовного мира, пожелав быть как Бог, то есть, чтобы почувствовать себя творцом, центром всего, наслаждающимся, контролирующим. То есть, пожить исключительно для собственного удовольствия. При этом, мы "ушли" из духовного мира только мысленно, подобно тому как после вкусного обеда мы легли подремать, закрыли глаза и сфантазировали этот мир, где можно пожить в свое удовольствие, отдельно от Бога. Этот материальный мир подобен сну, о чем и говорится в писаниях на каждом шагу.

Есть и другая версия, согласно которой души, которые пребывают здесь (за исключением "Посланников Оттуда"), никогда не были в духовном мире. Мы (души) по природе своей суть вечный Брахман (чистое сознание), то есть, мы родом не из духовного мира, где происходят вечные Игры Бога. Но можем туда попасть, если правильно "настроим свое сознание".

Как бы то ни было, у нас есть три варианта на выбор - 1) остаться здесь на неопределенное время, 2) пойти в духовный мир, 3) или же раствориться в Брахмане (Святом Духе, Чистом Сознании), который и является нашей вечной изначальной природой.

Если мы остаемся здесь (продолжая жить для собственного удовольствия), мы продолжаем вертеться в колесе сансары, рождаясь, болея, страдая и умирая. Это может быть бесконечно, пока мы не осознаем свою природу сознания (природу души) или пока не уйдем в вечный духовный мир.

Так или иначе, отвечая на вопрос о смысле материального мира, то, с точки зрения писаний, весь его смысл сводится к тому, чтобы душа осознала, что то счастье, которое душа ищет, невозможно найти в материальном мире. Здесь нет настоящего счастья, здесь есть только временные удовольствия, чередующиеся с неизбежными страданиями. Другими словами, смысл материального существования - разочароваться в идее "жить для себя", ибо эта идея не ведет к настоящему счастью.

То есть, материальный мир устроен так, чтобы в конце концов разочаровать. И когда человек достаточно разочаровывается, он начинает всерьез задаваться вопросами типа "где же счастье?", "в чем оно состоит?", "что есть Истина?" и подобными. Это приводит его на путь самопознания, и самопознание может привести его к осознанию своей истинной природы (Брахмана). А "если повезет", то человек получает "приглашение в духовный мир" в виде писаний, где об этом духовном мире рассказывается.

Тема большая, интересная и важная, можем обсудить подробнее. Так что задавайте вопросы, не стесняйтесь.

dobryakk Дата: Пятница, 03.01.2020, 21:35 | Сообщение # 2
заглянувший
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 4
Статус: Offline
Благодарю!

Мой ум потребовал объяснений.
Но 
Цитата pro-svet ()
Как бы то ни было, у нас есть три варианта на выбор - 1) остаться здесь на неопределенное время, 2) пойти в духовный мир, 3) или же раствориться в Брахмане (Святом Духе, Чистом Сознании), который и является нашей вечной изначальной природой.

Думаю, что надо постараться в этой жизни сделать максимум для приближения к осознанию. А при первом появлении в духовном мире (возможно после смерти) ответить себе на этот вопрос. А может еще в этом воплощении начать слышать сердце (душу) и оно мне подскажет. Из новеньких я душ или из стареньких.

pro-svet Дата: Пятница, 03.01.2020, 22:02 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5321
Репутация: 171
Статус: Offline
Цитата dobryakk ()
Мой ум потребовал объяснений.

Можем попробовать разобрать тему глубже.
Любые вопросы приветствуются wink

dobryakk Дата: Суббота, 04.01.2020, 12:21 | Сообщение # 4
заглянувший
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 4
Статус: Offline
Цитата pro-svet ()
То есть, материальный мир устроен так, чтобы в конце концов разочаровать.

Какой смысл тогда душе сюда приходить? Что она тут получает? Почему не может получить это в духовном мире?

pro-svet Дата: Суббота, 04.01.2020, 13:51 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5321
Репутация: 171
Статус: Offline
Эти вопросы опираются на версию, что мы (души) ушли из духовного мира. С этой позиции и поразмышляем.

Цитата dobryakk ()
Какой смысл тогда душе сюда приходить?

Возможно, здесь нет и речи о смысле, просто интерес. У души возникает мыслишка "А каково это быть Богом, когда всё существует для тебя, когда ты независим, когда ты центр всего, творец своей реальности, верховный наслаждающийся?", что-то в этом роде. И вот ты закрываешь глаза и начинаешь представлять себе это. Погружаешься в это, детализируешь, примеряешь на себя роль Бога. Это что-то новое, необычное, удивительный опыт. Интересно же. И постепенно ты так погружаешься в эту фантазию, что забываешь, что это нереально, что это лишь фантазия. Как сон.

Цитата dobryakk ()
Что она тут получает?

Ощущения, переживания, опыт, который невозможен в духовном мире.

Цитата dobryakk ()
Почему не может получить это в духовном мире?

Потому что там всё не так устроено, там "иные вибрации", и эти вибрации не позволяют пережить этот опыт. Чтобы пережить этот опыт, вибрации нужно снизить, что и происходит благодаря воображению. Как я приводил пример, когда после сытного обеда ты прилег подремать и начал себе представлять что-то. То есть, ты как бы в духовном мире находишься, но мысленно уже не там. Мысленно уже здесь, и это "здесь" уже настолько стало привычным и "твердым", что кажется единственной реальностью. Точно так же как во сне кажется реальностью то, что снится.

Может такое быть?

Это если опираться на версию, что мы ушли с духовного мира.

Стронций Дата: Суббота, 04.01.2020, 16:21 | Сообщение # 6
ищущий
Группа: Пользователи
Сообщений: 79
Репутация: 50
Статус: Offline
Течение мыслей:

Господь Единственный.
Ибо Безграничен.

Если нет границ, то и не может быть сторонней воли.
Так как в этих условиях не может быть — Вне.

Посему Всё Творчество — внутри Бога.
И Оно есть Он Сам.

И, соответственно, кроме Его Воли внутри Него Самого — нет иной.

Если Всевышний Безграничен, то Основа Всего — Нематериальна.
Ибо у материального есть границы.

Соответственно, Материю творит Не-материя.

Материя соткана из Не-материи.

Пространство — также плод Творчества.
Так как имеет характеристики.
Ибо всё, что имеет их, является Творчеством.

Господь Безначален.

Соответственно, Творчество, которое сейчас предоставляется в восприятии, имеет в себе настолько Проработанную Базу за "Период Безначальности", что в Мудрости того, как всё устроено, можно не сомневаться.

Для чего Творчество?

Если Ты Единственный, Безначальный, Вечный и Твой потенциал к Творчеству Бесконечен, Неиссякаем, то чем ещё заняться в этих условиях?

Таким видится ответ на то, для чего существует этот материальный мир, — на нынешнем, непросветлённом уровне понимания.

pro-svet Дата: Суббота, 04.01.2020, 17:56 | Сообщение # 7
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5321
Репутация: 171
Статус: Offline
Цитата Стронций ()
Если Ты Единственный, Безначальный, Вечный, и Твой потенциал к Творчеству Бесконечен, Неиссякаем, то чем ещё заняться в этих условиях?

Да, творить, играть и наслаждаться:)

Говорится, что души, являясь неотъемлемыми частичками Бога, участвуют в Его играх в духовном мире, но занимают подчиненное положение, то есть, служат Его развлечениям. Конечно же, с любовью и преданностью. Там это естественное явление, и всем хорошо:)

А материальный мир - искаженное отражение духовного, тут всё как-то "перевернуто". Здесь каждый хочет быть Богом и чтобы ему прислуживали, чтобы все доставляли кайф мне любимому:) То есть, идея служить Богу превращается здесь в идею "чтобы все служили мне". А так как здесь невозможно стать Богом, то разочарование в материальном мире неизбежно, вопрос только времени.

Eno Дата: Четверг, 27.02.2020, 19:13 | Сообщение # 8
заглянувший
Группа: Пользователи
Сообщений: 18
Репутация: 4
Статус: Offline
Цитата
Как бы то ни было, у нас есть три варианта на выбор - 1) остаться здесь на неопределенное время, 2) пойти в духовный мир, 3) или же раствориться в Брахмане (Святом Духе, Чистом Сознании), который и является нашей вечной изначальной природой.
С материальным миром все понятно. На счет духовного: по-видимому в нем тоже для каждой души возможно состояние двойственного и недвойственного восприятия реальности, и те души, которые находятся в двойственном состоянии и удерживаются в иллюзии независимости собственного существования, имеют тенденцию опять перерождаться в материальном мире, поскольку их влекут туда желания чувственных удовольствий и игры в двойственность.

Но вот любопытный вопрос - что происходит с просветленной душой в духовном мире (говоря условно с поправкой, что на самом деле нет "никого", кто бы был просветлен). В ведической традиции распространено поверие, что такая просветленная душа в конце концов  полностью растворяется в Брахмане, прекратив какое-либо индивидуальное функционирование в какой либо форме или деятельности. В буддистской традиции мнения различаются в зависимости от школы, и в некоторых школах считается, что просветленная душа может продолжать жизнь в духовном мире чистых форм, оставаясь при этом в недвойственом восприятии реальности, свободном от двойственных иллюзий и самоотождествлений. Можно заниматься чистым творчеством, свободным от личных амбиций, созерцанием красоты проявленных форм (что-то вроде дзен-искусства), можно помогать другим душам в их пути к освобожденю (путь бодхисаттв в буддизме).

Мне как раз кажется, что полное и бесформенное растворение в Брахмане в состоянии невосприятия форм не является неизбежной и единственной альтернативой. Ведь, собственно, что означает "раствориться в Брахмане"? Любая реализованная душа, даже находясь еще в теле, уже ясно и опытно знает, что всегда и была растворена в Брахмане, что вообще вся вселенная уже изначально растворена в Брахмане. И какая для такой души и для Брахмана разница, воспринимаются ли ей формы и явления или нет, принимает ли душа форму или нет, происходит ли в ней какая-то деятельность сознания или нет? И какой смысл для просветленной души стремиться к бесформенному состоянию невосприятия? Чем оно лучше (или хуже) состояния восприятия форм?

Хотелось бы услышать мнения Валерия и других участников форума.



Сообщение отредактировал Eno - Четверг, 27.02.2020, 19:15
CnnC Дата: Пятница, 28.02.2020, 21:56 | Сообщение # 9
практикующий
Группа: Пользователи
Сообщений: 93
Репутация: 50
Статус: Offline
Цитата Eno ()
С материальным миром все понятно. На счет духовного: по-видимому в нем тоже для каждой души возможно состояние двойственного и недвойственного восприятия реальности, и те души, которые находятся в двойственном состоянии и удерживаются в иллюзии независимости собственного существования, имеют тенденцию опять перерождаться в материальном мире, поскольку их влекут туда желания чувственных удовольствий и игры в двойственность.

Материальный, духовный - не одно, так другое; не тут - значит там. Как мерцание света - тут и нигде, присутствие и небытие. Главное, что есть куда пойти. Снова по нова, или неопределённо долго подождать, передохнуть... и нырнуть в саму гущу событий, или ещё полежать, поспать, не спешить, так или иначе как-то "вскоре" проявиться. График уже весь наперёд составлен: есть -> но ещё не настало, руки держат и ощущение наличия длится, статичность и полнота познаются в динамики и переменчивости. Вопросы каплями дождя появляются под небосводом и впоследствии разбиваются об асфальт, а всё целиком - облака и лужи.

Желание и удовольствия - как нечто, а потом красочные описания. По прошествию даже мгновенья, но не прям сейчас... или же сейчас: что-то там произошло, далее констатация факта, вроде бы понимание пришло с запозданием, однако оно есть "именно" сейчас, так как воспринимаемо, А воспринимаемое было сейчас в неком будущем, за мгновение до восприятия, до "сейчас". Такое вот.

Цитата Eno ()
Но вот любопытный вопрос - что происходит с просветленной душой в духовном мире (говоря условно с поправкой, что на самом деле нет "никого", кто бы был просветлен). В ведической традиции распространено поверие, что такая просветленная душа в конце концов  полностью растворяется в Брахмане, прекратив какое-либо индивидуальное функционирование в какой либо форме или деятельности.

А чем различаются души? То ли восприятию обособленности мы обязаны телу и уму, как инструментам "взгляда под другим углом", то ли всё аккуратно сшито в некоем сне Брахмана. Как не назови, есть то что есть, ничто не остановит локомотив, пока он сам не затормозит, а может и разгонится ))

Реальность определяется степенью вовлечённости. Все условия построены таким образом, чтобы мир был реальным, а личность чувствовала реальность ото всюду. Горы и звёзды вывернуться как угодно, чтобы казаться настоящими.

Цитата Eno ()
Можно заниматься чистым творчеством, свободным от личных амбиций, созерцанием красоты проявленных форм (что-то вроде дзен-искусства), можно помогать другим душам в их пути к освобожденю (путь бодхисаттв в буддизме).

Где-то реализуются такие возможности, где-то нет. Может быть чёрный цвет и вызывают тоску, но в совокупности в другими цветами придаёт картине некий колорит, красочность и индивидуальность.

Цитата Eno ()
Мне как раз кажется, что полное и бесформенное растворение в Брахмане в состоянии невосприятия форм не является неизбежной и единственной альтернативой. Ведь, собственно, что означает "раствориться в Брахмане"? Любая реализованная душа, даже находясь еще в теле, уже ясно и опытно знает, что всегда и была растворена в Брахмане, что вообще вся вселенная уже изначально растворена в Брахмане. И какая для такой души и для Брахмана разница, воспринимаются ли ей формы и явления или нет, принимает ли душа форму или нет, происходит ли в ней какая-то деятельность сознания или нет? И какой смысл для просветленной души стремиться к бесформенному состоянию невосприятия? Чем оно лучше (или хуже) состояния восприятия форм?

По поводу души, да и так - наши мысли выражают наши убеждения (как пламя и хворост). Какие-то утверждения являются изначальными, от них ветвятся различные мысли, рассуждения, доводы и т. д. Есть идея "души". То ли душа уже совершенна и самодостаточна, обладает полнотой всех качеств, то ли последовательно постигает некий опыт из раз в раз, от воплощения до воплощения? Как говорится "чёрт ногу сломит", большая тарелка пищи для ума. Если есть некое начало, то что разделяет его и нас, почему человек видит себя как его следствие? - Да, тела стареют, умирают. Видимо временность объектов восприятия, в том числе и себя, позволяет так предполагать. Но насколько большая разница между кажущимся и реальным? Только на словах есть чёткая граница, как в названии, так и при описаниях. Но если рассматривать пропасть между ними с постоянным увеличением, то вскоре разделительная черта не будет иметь толщины, словно векторная линия.

Цитата Eno ()
И какой смысл для просветленной души стремиться к бесформенному состоянию невосприятия? Чем оно лучше (или хуже) состояния восприятия форм?

Просто так происходит или не происходит. Не лучше и не хуже - либо так, либо иначе. Трава не лучше дерева, камень не лучше звука мчащегося автомобиля. И не хуже.
Цитата Eno ()
Хотелось бы услышать мнения Валерия и других участников форума.

Рад был проинформировать. Может быть это и есть то, о чём вы писали:
Цитата Eno ()
души, которые находятся в двойственном состоянии и удерживаются в иллюзии независимости собственного существования, имеют тенденцию опять перерождаться в материальном мире, поскольку их влекут туда желания чувственных удовольствий и игры в двойственность.

Я как раз испытал и желание написать этот текст, и получил некое удовольствие в процессе и в результате его формирования  smile 

Как об этом судить - не знаю. Думаю, что помог вам в некоторых вопросах, а вы помогли мне высказаться.

Всем успехов и удачи!

AWAS Дата: Суббота, 29.02.2020, 13:32 | Сообщение # 10
практикующий
Группа: Пользователи
Сообщений: 111
Репутация: 12
Статус: Offline
Цитата pro-svet ()
Да, творить, играть и наслаждаться
Играть и наслаждаться это и ребенку понятно. А вот как ТВОРИТЬ???



Наши знания убивают наши возможности
pro-svet Дата: Суббота, 29.02.2020, 14:26 | Сообщение # 11
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5321
Репутация: 171
Статус: Offline
Цитата Eno ()
С материальным миром все понятно

Ну, если по сравнению с духовным, то да, в общих чертах всё понятно с этим миром:)

А о духовном мире мало информации, да и она часто непонятна и порой противоречива, особенно если из разных источников и в разных переводах.
Цитата Eno ()
На счет духовного: по-видимому в нем тоже для каждой души возможно состояние двойственного и недвойственного восприятия реальности

Чаще всего говорится, что там есть двойственность, там души и Бог явно "разграничены", иначе не было бы игры. Но я также встречал утверждение, что иногда душа не может там понять, она - это она, или она - это Бог. Вроде как размываются границы. Это слишком тонкие вещи, чтобы сейчас пытаться это понять. Попадем туда - разберемся... возможно:)

Цитата Eno ()
В ведической традиции распространено поверие, что такая просветленная душа в конце концов полностью растворяется в Брахмане, прекратив какое-либо индивидуальное функционирование в какой либо форме или деятельности.

Да, чаще всего это так объясняется в рамках ведических писаний. Но, например, кришнаиты говорят, что их писания - это не Веды, это выше Вед. Веды - это для большинства, для тех, кто хочет наслаждаться здесь и в конечном итоге получить освобождение от этой иллюзии, раствориться в Брахмане. И Веды как бы заканчиваются на уровне Брахмана. А писания кришнаитов посвящены тому, что находится "по ту сторону" Брахмана, который своего рода прослойка между материальным и духовным миром. Духовный мир тоже имеет различные "уровни", и душа выбирает тот уровень, который ей нравится.

Цитата Eno ()
Мне как раз кажется, что полное и бесформенное растворение в Брахмане в состоянии невосприятия форм не является неизбежной и единственной альтернативой.

Мне тоже так кажется:)

Цитата Eno ()
И какой смысл для просветленной души стремиться к бесформенному состоянию невосприятия? Чем оно лучше (или хуже) состояния восприятия форм?

Как говорил Будда (или как ему приписывают это изречение), "Жизнь есть страдание". Материальные оболочки так или иначе причиняют массу неудобств, мягко говоря. Наверное поэтому у человека и возникает стремление к освобождению. Но писания о духовном мире предлагают альтернативу "получше" - в духовном мире нет материальных оболочек, нет рождения, болезней, старости и смерти, поэтому телесных страданий тоже нет. К тому же, там, вроде бы, в полной мере проявляется сат-чит-ананда - вечность-сознание-блаженство. И если это действительно так, то почему бы и нет?:)

pro-svet Дата: Суббота, 29.02.2020, 15:35 | Сообщение # 12
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5321
Репутация: 171
Статус: Offline
Цитата CnnC ()
А чем различаются души?

Каждая смотрит свой уникальный и неповторимый сон, называемый словом "жизнь"

AWAS Дата: Воскресенье, 01.03.2020, 12:07 | Сообщение # 13
практикующий
Группа: Пользователи
Сообщений: 111
Репутация: 12
Статус: Offline
Цитата pro-svet ()
души, являясь неотъемлемыми частичками Бога, участвуют в Его играх в духовном мире, но занимают подчиненное положение, то есть, служат Его развлечениям. Конечно же, с любовью и преданностью. Там это естественное явление, и всем хорошо:)
Если рассмотреть процесс трансформации Бога в человеческом сознании, то можно наблюдать такой процесс. Вначале Всемогущий Бог страшилка требовал от своих рабов жертв. Потом Бог Отец требует от своих детей - любви. И последний Бог помещенный в наши сердца является наилучшим нашим Помощником.
Но для многих их привычки ими рулят

Добавлено (01.03.2020, 19:58)
---------------------------------------------

Цитата CnnC ()
А чем различаются души?
Души ничем не отличаются одна от другой, так как они являются идеалом любой человеческой жизни. А вот Путь к этому Идеалу у каждого свой и неповторимый. Но живущие беспутно, свою душу путают с Путем к ней



Наши знания убивают наши возможности
CnnC Дата: Вторник, 03.03.2020, 23:22 | Сообщение # 14
практикующий
Группа: Пользователи
Сообщений: 93
Репутация: 50
Статус: Offline
К пониманию определения "душа" можно подойти с нескольких сторон:
- душа как описание обособленности. Того самого Я, некоего уникального начала, Атмана;
- душа как неизменная сердцевина бытия. Опять же сводится к Истоку;
- душа как реальная, настоящая сущность человека. Наполнение воображаемых обёрток;
- душа как последний рубеж между мной и остальными. И может самый прочный. Наличие тела гарантирует это;
- душа как иструмент Бога для самовзаимодействия, самоощущения, самопознания и самоопределения;
- душа как то самое, которому суждено испытать последствия принятых решений;
- душа как то, что есть и нельзя потерять, потому что нет кокретикии в понимании. Посути телом она не ощущается, а если и ощущается, тогда нет уверенности в том, что это именно она.

Конечно описания души похожи, ведь они об одном и том же, о душе. Слова не смогут заменить того, к чему они приложены. Попытка собрать из осколков вазу, с которой ничего не случалось.

Eno Дата: Четверг, 05.03.2020, 17:36 | Сообщение # 15
заглянувший
Группа: Пользователи
Сообщений: 18
Репутация: 4
Статус: Offline
Цитата
Веды - это для большинства, для тех, кто хочет наслаждаться здесь и в конечном итоге получить освобождение от этой иллюзии, раствориться в Брахмане. И Веды как бы заканчиваются на уровне Брахмана. А писания кришнаитов посвящены тому, что находится "по ту сторону" Брахмана, который своего рода прослойка между материальным и духовным миром. Духовный мир тоже имеет различные "уровни", и душа выбирает тот уровень, который ей нравится.


На эту тему можно пофилософствовать  smile  Вообще-то, существует ли материальный мир - это нам неизвестно, и по-видимому неизвестно никому (включая даже Бога), поскольку любое сознание никогда не может воспринимать материю напрямую, а может только воспринимать её опосредованно (через феномены сознания), Поэтому существование материи доказать невозможно, впрочем как и невозможно опровергнуть. В то же время существование сознания несомненно, поскольку это подтверждается фактом непосредственного присутствия нашего сознательного опыта. Но если даже допустить возможность существования материи, то есть два момента:

1. Если материя и существует, то с точки зрения недуальности это почти ничего не меняет, поскольку материя - это сплошной кисель, который не делится на отдельные независимые сущности. То есть, в материи никакой дуальности также не может быть.

2. Если бы материя и сознание имели принципиально различную природу, они бы не могли взаимодействовать между собой вообще, и сознание было бы неспособно воспринимать материю. Это значит, что как сознание, так и материя имеют общую фундаментальную природу. При этом, сознание не есть производная материи (как доказал философ Дэвид Чалмерс), а также материя не может быть производной сознания (сознание не может "произвести" ничего, отличного от себя самого). Таким образом, если допустить существование материи, то тогда по необходимости и сознание и материя являются проявлениями какой-то более фундаментальной природы или субстанции, к которой нам нет вообще никакого доступа, и в которой также нет никакой дуальности.

Добавлено (05.03.2020, 18:39)
---------------------------------------------
Еще любопытный момент. Что так привлекает души в состоянии двойственного восприятия? Перефразируя Толстого, "каждая недвоственность недвойственна одинаково, каждая дуальность дуальна по-соему". Состояние недвойственности однородно и постоянно, состояние дуальности разнообразно и всегда изменчиво. Поэтому, если смотреть из двойственности со всем ее непостоянством и страданиями, состояние недвойственности так привлекательно своим постоянством и счастливым покоем. Но в силу своей однородности и постоянстава простое состояние недуальности скучно, там ничего не происходит, там мало разнообразия. Именно своим разнообразием и избытком материала для деятельности так привлекательна двойственность. Можно даже сказать, что в получении разнообразного опыта заключен для большинства людей смысл и цель их воплощения и существования в этом мире двойственности.

Но должно ли быть так по-необходимости? Вовсе нет, в недвойственности также можно заниматься разнообразной деятельностью, например творчествм, творя визуальные или звуковые или математические структуры, При этом, по сравнению с творчеством в дуальности, мотивация для творчества в недуальности совсем иная - творение просто ради радости от созерцания красоты результатов творений. При этом нет никаких эгоистических мотивов или мотивов вообще какой-либо выгоды или пользы. Творчество в недвойственности бесполезно и бесцельно, оно просто приносит радость и создает красоту. Оно также не требует никакого соревнования, избыточного вложения труда, высот профессионализма, оно не основано на стремлении к достижению чего-то выдающегося или лучшего чем было до него. Оно не скованно рамками форм, правил и традиций, не ожидает общественного признания или понимания, не ищет популярности, не преследует целей решения каких-либо проблем, удовлетворения каких-либо человеческих потребностей или ожиданий. Искусство Дзен, пожалую, наиболее близко к этому подошло. С точки зрения дуальности такое творчество, конечно, довольно стерильно в своей бесполезности и напоминает "игру в бисер", но это неважно. Суть в том, что такое творчество есть источник разнообразия и эстетической радости в состоянии недвойственного восприятия реальности, что делает такое состояние больше не скучным и не однообразным.



Сообщение отредактировал Eno - Четверг, 05.03.2020, 20:01
pro-svet Дата: Четверг, 05.03.2020, 21:28 | Сообщение # 16
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5321
Репутация: 171
Статус: Offline
Цитата Eno ()
На эту тему можно пофилософствовать

Почему бы и нет?:)

Цитата Eno ()
существует ли материальный мир - это нам неизвестно... поскольку любое сознание никогда не может воспринимать материю напрямую, а может только воспринимать её опосредованно (через феномены сознания)

Да, у нас есть восприятие того, что обычно называют материальным миром, но настолько этот мир материален - тот еще вопрос:) Несомненно есть только поток восприятий, или, в каждый момент, набор восприятий. Это подобно ночному сновидению, когда нам кажется, что там что-то реальное, материальное, и мы даже чувствуем эту материальность, но, фактически, там нет ничего материального. Это просто восприятия. Священные писания говорят, что материальный мир подобен ночному сновидению. Также описывается "материал", из которого всё это "строится", но это всё сложно для понимания и недоказуемо наукой))

Цитата Eno ()
Если бы материя и сознание имели принципиально различную природу, они бы не могли взаимодействовать между собой вообще, и сознание было бы неспособно воспринимать материю.

Да. Должен быть общий знаменатель для взаимодействия или восприятия.

Цитата Eno ()
При этом, сознание не есть производная материи (как доказал философ Дэвид Чалмерс), а также материя не может быть производной сознания (сознание не может "произвести" ничего, отличного от себя самого).

В Йога Васиштхе говорится, что всё есть Сознание. Что бы мы ни воспринимали - это всё есть Сознание, в том или ином проявлении, с теми или иными вибрациями. Мне нравится вот эта цитата:
"Стоит только истиной природе бесконечного сознания отклониться от равновесия на тысячную долю секунды, как проявляются все эти прискорбные иллюзорные творения."
biggrin

Цитата Eno ()
Таким образом, если допустить существование материи, то тогда по необходимости и сознание и материя являются проявлениями какой-то более фундаментальной природы или субстанции

Ага, Сверхсознания:)

Цитата Eno ()
к которой нам нет вообще никакого доступа

Ну разве что Сверхсознание милостиво предоставит его:)

pro-svet Дата: Четверг, 05.03.2020, 21:41 | Сообщение # 17
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5321
Репутация: 171
Статус: Offline
Кстати, по этому поводу, вот интересный отрывок из книги Шридхара Махараджа "Эволюция сознательного":

Предисловие

Обычно под эволюцией понимают изменение объектов от простых форм к сложным. Однако такой взгляд не отражает полной картины реальности. Подлинная эволюция – это изменение не формы, а сути, которая, как известно, субъективна. Поскольку в нашей книге речь пойдет о взаимоотношениях субъекта и объекта, следует начать с их определения.

Итак, субъект, на наш взгляд, - это тот, кто созерцает, обладает и наслаждается, то есть занимает активную, доминирующую позицию. Объект всегда занимает более низкое, подчиненное положение, служит предметом наблюдения, обладания и наслаждения. Все мы мыслим себя субъектами по отношению к окружающему миру, хотя в действительности единственный субъект – это Господь Бог, а мы Его объекты. Мы не собственники, а собственность. Собственность Бога, высшего Существа.

Субъект – тот, кто познает, мыслит и действует, в отличие от объекта, на который мысль и действие направлены. Говорить о возникновении сознания из материи - значит признавать, что на каком-то этапе существования объекты стали мыслить. Но это абсурд! Когда я вижу предмет - он существует в моем сознании. Даже если предмет уничтожить, в сознании он останется. Следовательно, сознание первостепенная реальность. Если предмет не существует в сознании, он вообще не существует, – субъективный мир реальнее объективного.

Поскольку мы обладаем способностью мыслить, мы субъекты. Но проблема в том, что мы считаем себя единственными субъектами, над которыми нет более высокого субъекта. Мы провозгласили себя венцом эволюции материи, будто бы материя развивалась только для того, чтобы превратиться в человека…

Будучи субъектами в мире чувственного опыта, мы одновременно являемся объектами для высшего, «сверхсубъективного» мира. Если я существую, значит, я существую в чьем-то сознании. Следовательно, я – объект, я - идея в сознании высшего субъекта.

Как правило, люди просят Всемогущего Господа исполнить их желания. Они пытаются превратить Бога в своего слугу. Того, кто может даровать вечное счастье, люди просят наполнить их кошельки деньгами. Но Господь – не объект по отношению к нам. Напротив, Он – субъект, видящий, творящий и сознающий нас.

Понятие субъективной эволюции подробно истолковано в древнейшем богословском произведении «Шримад Бхагаватам» (10.14.22):

тасмад идам джагад ашешам асат-сварупам свапнабхам
аста-дхишанам пуру-духкха-духкхам дукхабодха

«Вследствие сотворенной Господом иллюзии эта вселенная кажется действительно существующей, но она не более реальна, чем сон, а страдания не более реальны, чем ночные кошмары».

Радости и печали, которые мы испытываем во сне, для нас реальны, пока мы спим. Но стоит проснуться – и мы понимаем, что это была иллюзия. Нам свойственно путать объект и субъект. Хотя это все равно, что не видеть разницы между глазом и созерцателем, между мозгом и мыслителем. В «Шримад Бхагаватам» (1.3.31) также говорится:

йатха набхаси мегхаугхо ренур ва партхиво „ниле
эвам драштари дришйатвам аропитам абуддхибхих

«Неразумные люди отождествляют небо с тучами, а воздух - с пылью, и думают, что небо всегда пасмурно, а воздух грязен».

Не сознание порождено материей, а материя – сознанием. Этот мир – искаженное отражение духовного мира. Чтобы здесь выжить, нужно кого-то эксплуатировать, поэтому в материальном мире действует принцип естественного отбора. Это и сформулировал Чарльз Дарвин, и он прав. В писаниях говорится: дживо дживасйа дживанам – «живое, чтобы выжить, поедает живое». Но в духовном мире все заняты служением, там действует принцип безусловной преданности.
В «сверхсубъективной» реальности Всевышний Субъект предается играм со Своими близкими слугами. И по мере эволюции нашего сознания от корысти к преданности мы обретаем свое место в высшем мире, где можем участвовать в забавах несравненного Бога.

Глава 1
Камень, гипноз и вселенная


Из беседы профессора Калькутского университета со Шридхарой Свами

Д-р Сингх: Современная наука утверждает, что некогда жизнь произошла из материи. Камни, так сказать, эволюционировали в живые организмы. Я знаю, что вы придерживаетесь другой точки зрения - будто бы наблюдаемый мир существует исключительно в нашем сознании. Сознание порождает материю.

Шридхар Махарадж: Да, сознание первично по отношению к материи. Предметы, данные нам в ощущение, появляются и существуют исключительно в сознании. Но сознание в чистом виде не способно наблюдать предметы. Для этого ему нужно деформироваться. Лишь деформировавшись, сознание обнаруживает себя среди материальных предметов и образов. Иначе говоря, сознание материализуется, переходит в иное, низшее качественное состояние. Это происходит не сразу: сначала оно затуманивается. Затем это смутное сознание овеществляется. Дух материализуется, становится веществом. Материя есть примитивное состояние сознания. Тот, кто видит мир как скопище неодушевленных предметов, находится на низшей стадии эволюции. На самом деле мир вокруг нас живой, одухотворенный. Земля – это не огромный камень в пространстве, а женское существо. В Ведах Землю называют женщиной и поклоняются ей как женщине, матери. Солнце, напротив, - существо мужского рода, властный мужчина.

Прежде чем частица сознания деградирует в материю, опустится до костного состояния, она какое-то время находится в состоянии помрачения, замутненности, чидабхасы. Когда я наблюдаю материальный предмет, я наблюдаю себя в отражении своего замутненного сознания. Любой материальный предмет есть форма существования духа.

Д-р Сингх: Расскажите подробнее о состоянии помрачения.

Шридхар Махарадж: Это что-то вроде ума. Чтобы оказаться среди материальных предметов, сознанию требуется особый инструмент восприятия таковых. Его мы называем умом. В нем, в уме, существуют свойства предметов, и, следовательно, сами предметы. Окружающий мир существует в уме.

Согласно гипотезе господина Дарвина, материя тоже не сразу становится разумной. Она проходит несколько стадий эволюции. Сначала появляются признаки жизни, затем сознание, ум, а потом у сознательного существа рождается идея души. Так происходила бы объективная эволюция, эволюция предметов. Субъективная эволюция, эволюция существа, проходит те же стадии, но в обратном порядке. Изначально существует единый Сверхсубъект, затем Он вычленяет из себя множество субъектов, душ, а в их уме рождаются материальные объекты, которые им представляются существующими сами по себе. Эволюция происходит не от низшего к высшему, а наоборот.

Первоначальный Высший Субъект обладает, как справедливо утверждает Гегель, двумя основополагающими свойствами: Он Сам по Себе, то есть Он Сам - причина Своего существования. И самое главное - Он для Себя. Он существует для собственных целей. Он совершенно независим и никому ничем не обязан, в противном случае Он находился бы в подчинении у Своей цели или кого бы то ни было. Сверхсубъект абсолютен, самодостаточен. Все остальное происходит из Него. Совершенство не появляется, Оно - не продукт эволюции, Оно существует всегда. Если Оно кажется нам несовершенным - это из-за восприятия несовершенных чувств.

Очевидно, что несовершенное подчинено совершенному, ограниченное – безграничному, Высшей Реальности. Несовершенное служит совершенному для доказательства его совершенства. Абсолют не был бы совершенным, если бы в Нем одновременно не существовало обусловленного и не обусловленного начал, ограниченного и безграничного. Так несовершенный мир косвенно связан с совершенным, истинным.

Повторюсь, сознание не сразу оказывается в материальном рабстве. Прежде чем материализоваться, оно претерпевает стадии деградации. Эволюция происходит следующим образом: чистое сознание, сознательное существо видоизменяется и приобретает свойства вещества. Дойдя до низшей точки деградации, бессознательного состояния, существо начинает восхождение до области, где оно существует в невидоизмененном состоянии, области чистого духа. В той области дух тоже имеет свойства преображаться. Но там нет деградации. Там дух всегда остается духом.

Принято полагать, что в духовном мире, мире чистого сознания, царит вечное однообразие, что там отсутствует какое-либо движение. Это неверная точка зрения, ибо однообразие не может породить многообразия. Бесформенное не способно произвести из себя формы. Возникновение форм предполагает наличие первого импульса, однако даже он по определению отсутствует в однообразном. Действительно, полный разнообразия мир существует всегда. В нем непрерывно происходит живая, динамичная игра, лила. Если даже мертвая, костная материя может быть вечной, то, живой, динамичный дух - и подавно. Дух постоянно претерпевает внутреннее преобразование.

То, что в науке принято называть эволюцией, на самом деле деградация. Материя не может совершенствоваться. Она деградирует до примитивного состояния.

Д-р Сингх: Чарльз Дарвин описал эволюцию материи, «объективную эволюцию». Как с точки зрения ведической науки происходит эволюция сознания, «субъективная эволюция»?

Шридхар Махарадж: По аналогии с гипнозом. В нашем случае Сверхсубъект посредством гипноза заставляет субъекта воспринимать некий предмет, причем в том виде, в каком Гипнотизер того хочет. У подчиненного субъекта нет выбора. Кто-то думает, что мы видим камень, потому что это объективная реалия, которая существует независимо от нашего восприятия, и ее нельзя видеть по-другому. На самом деле, мы видим камень под воздействием гипноза Сверхсубъекта, который показывает нам часть Своей энергии в виде того, что мы называем камнем. Он велит видеть камень, и мы видим камень. Он решает, что нам видеть. Всякий объект таков, каков навязан нам Высшим Субъектом. Об этом говорится в «Бхагавад Гите», где Кришна заявляет:

пашйа ме йогам аишварйам

«Если Я велю тебе увидеть мою таинственную силу, ты будешь вынужден ее увидеть. У тебя нет выбора».

Кришна говорит:

маттах смритир гйанам апоханам ча

«Благодаря Мне ты помнишь о тех или иных вещах. Благодаря Мне ты забываешь о них. И даже знать о чем бы то ни было ты можешь лишь с Моего дозволения».

Власть Сверъсубъекта не ограничена. Для своего удовольствия Он волен делать все, что угодно. Это касается не только объективного, материального мира, но и области Его обитания. В каждом уголке бытия от высших духовных сфер до грубых материальных власть принадлежит Тому, в Чьем сознании оно, бытие, существует.

Властью обладает Тот, у кого больше воли. Предметы и обстоятельства бессильны перед волею субъекта, а мы в свою очередь бессильны перед волею Сверхсубъекта. Вся власть сосредоточена в Центре, у Высшего Субъекта.

Реальность субъективна, она находится в сознании. Цвет не существует сам по себе, отдельно от наблюдателя. Окружающий мир – это набор ощущений, которые, безусловно, обитают в сознании. Это значит, что ощущение цвета, запаха, вкуса, звука - это определенные состояния сознания. Свойства объектов рождаются и существуют в уме: грубое рождается из тонкого. Веды в их разделе санкхья утверждают, что бытие тройственно. Они делят реальность на три составляющих: чувства, ощущение и объекты чувств. Так звук создается в ухе, цвет в глазе, вкус в языке.

Объекты чувств – это сознание в состоянии помрачения, органы чувств - в состоянии возбуждения, а ощущение – это сознание в состоянии просветления. Просветленное состояние порождает свет и пространство, возбуждение порождает глаз и ухо, а помрачение - цвет и звук. Таким образом, сознательный «ощущающий» субъект создает себе объект восприятия с помощью инструмента восприятия – ума и чувств.

Окружающий мир это для нас гипноз, а гипнотизер - Высший Субъект. Законы объективного мира не существуют сами по себе, они навязаны Высшим Субъектом.

Д-р Мерфи: Что значит - из тонкого рождается грубое?

Шридхар Махарадж: Это как в химии. При соединении двух невидимых газов - кислорода и водорода - получается осязаемая вода. Точно так же, из соединения в сознании простейших идей образуются грубые предметы.

Относительный мир, тот, что дан нам в ощущение, есть искаженное отражение абсолютной реальности. Реалии высшего порядка причинны, низшее всегда следствие высшего. Низшее не может породить высшее, тогда как высшему не составляет труда создать низшее.

Позиция современной науки сводится к следующему: некогда в процессе эволюции неодушевленная материя стала одушевленной, камень стал живой, а потом научился думать. А почему не наоборот? Почему не разум породил камень? Почему науке это кажется неприемлемым? Ученым больше нравится, когда камни начинают мыслить. Но логичнее считать, что в уме рождается ощущение твердого предмета, то есть сознание порождает камень. Высшее первично, низшее вторично. Люди с научным мировоззрением полагают, что человек выдумал Бога, тем самым они ставят себя на место создателя. На наш взгляд все было наоборот.

Д-р Сингх: Получается Бог - фокусник, который нами манипулирует?

Шридхар Махарадж: Он не просто фокусник, а фокусник с неограниченными возможностями. Единственный и неповторимый.

pro-svet Дата: Четверг, 05.03.2020, 21:43 | Сообщение # 18
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5321
Репутация: 171
Статус: Offline
Д-р Мерфи: Посредством чего Сверхсубъект творит чудеса?

Шридхар Махарадж: Посредством Своей внутренней, ворожащей силы, йога-майи. Она всегда с Ним, и Она имеет женскую природу. В нашем понимании Абсолюта - Высшего Божества - мужское и женское начала, пуруша и пракрити, всегда существуют вместе. Обладатель природы и природа, существо и вещество, непостижимо взаимосвязаны. Тот, кто считает, что Верховная Душа существует оторванно от Своей силы, исповедует идею Брахмана, которую представил Шанкарачарья. Он говорил, что Высшее сознание - это однообразное единство. Но Абсолютная Истина заключает в Себе обладателя энергии и энергию - пурушу и пракрити- сознание и его природу.

Абсолют проявлен в трех основных ипостасях: гьяна, бала и крийя. Вечная природа Абсолютного целого делится на три: сила, сознание и блаженство, то есть мышление, волеизъявление и чувствование - сат, чит, ананда. Сат - это Баладева, сила, что поддерживает бытие. Чит – это сознание, Васудева, или гьяна. А ананда, блаженство, - это Радхика, крийя.
Гьяна, бала, крийя - знание, сила, чувствование; сат, чит ананда - вечность, сознание, блаженство; сандхини, самвит, хладини - бытие, осознание, экстаз; Баладева, Кришна, Радхарани.

Мышление, чувствование и волеизъявление. Сат, чит, ананда. Еще их именуют сатьям, шивам, сундарим - вечность, благо, красота. Эти три начала все время пребывают в состоянии эволюции, как в вечном, так и не вечном уровнях бытия. Бхактивинод Тхакур в своей «Шри Кришна Самхите» научно описал этот феномен сосуществования в Абсолюте вечности, добра и красоты.

Однажды я применил эту концепцию тройственного начала для описания движения планет. Нынче считается, что солнечное затмение вызвано тенью Луны, проецируемой на Землю. Между тем, в Ведах говорится, что исчезновение Луны и Солнца вызвано тем, что их поглощает планета-демон Раху. Так вот в 1936-м году, когда мы были вместе с нашим Учителем Бхактисиддхантой Сарасвати Прабхупадой в Пури, случилось солнечное затмение. Один из учеников Прабхупады, признанный знаток священных писаний, вдруг стал высмеивать представление Вед о том, что во время затмений некий демон заглатывает Солнце или Луну.

Я решил вступиться за священные писания. Правда, мой довод на первый взгляд не относился к теме: я сказал, что персонажи книги Джайва Дхарма, которых создал Бхактивинод Тхакур, не вымышлены, а реально существуют в невидимом для нас измерении, вполне возможно, в другой эпохе или даже в другом дне Брахмы.

Идея моя заключалась в следующем: те, для кого космос неодушевлен, видят происходящее как самостоятельную работу безжизненного механизма, подобно тому, как невежа думает, что автомобиль едет сам по себе без участия людей. Те же, кто проник под покров грубой материи, воспринимают окружающий мир как взаимодействие разумных сил. С этой точки зрения затмения вполне могут быть результатом борьбы небесных разумных сил или существ. Наш учитель Прабхупад Сарасвати Тхакур поддержал меня.

Не следует искать планету-демона Раху на небосклоне. В грубом физическом пространстве ее не видно. Но физическое пространство не единственно существующее, об этом говорится в Ведах, в частности в «Бхагавата Пуране». Не все, о чем повествуют мудрецы древности, доступно нашим физическим чувствам. Демон Раху действительно проглатывает на время Солнце и Луну. Это вовсе не метафора. Но чтобы это увидеть, нужно поменять сознание, посмотреть на мир как на одушевленное пространство. Поэтому гуру не доказывает ученику истину, а наделяет его видением, с помощью которого можно воспринять Истину. В писаниях много говорится об устройстве вселенной. В былые эпохи просветленные люди, которых мы называем ариями, смотрели на все как на проявление сознания. Даже тень предмета они видели как некое одушевленное существо.

У сознания тоже есть тень - абхаса. Тень сознания – это ум. Как тень есть видоизмененный предмет, так ум есть видоизмененное сознание. Деградировав до уровня ума, сознание попадает в мир предметов, которые есть тени идей. Первоначально сознание живет в мире идей. Опустившись до уровня своей тени, ума, оно поселяется в мире материальных предметов. Чистое существо заключает себя в оболочку вещества. В материальном мире мы не видим друг друга, - мы видим лишь тени друг друга, вещественные отражения. Впрочем, эти тени тоже имеют атрибуты личности. Одна из таких личностей – существо Раху, которое регулярно заглатывает Солнце и Луну.

Прежде чем душа соприкоснется с материей, она проходит стадию затененного сознания, которое называют чидабхаса. Сначала сознание трансформируется в тень сознания, а затем в бессознательную материю.

У каждого неодушевленного предмета есть свой одушевленный, личностный прообраз, идея. Тень, через которую проходит сознание, чтобы воспринимать действительность материальной, имеет свойства личности. И мудрецы, которых в Ведах называют созерцателями истины, во всем видят личность. То, что мы считаем неодушевленной материей, мудрецы воспринимают как сознание. В их глазах все имеет свойства личности.

Прежде чем душа соприкоснется с материей, она должна пройти промежуточную стадию, которая приспособит ее сознание для восприятия материальных предметов. Люди с незапамятных времен пытаются понять, что такое материя, тогда как это просто форма сознания. Поскольку у каждого материального объекта есть свой сознательный, а, следовательно, личностный прообраз, то к Солнцу, Луне, Земле и другим планетам следует относиться как к личностям. Затененное сознание - тоже форма существования сознания, которая необходима, чтобы душа воспринимала материальную сторону бытия. Эта стадия сознания тоже одушевлена и обладает свойствами личности. Поэтому в «Бхагаватам» Солнце, Луна и планета Раху упоминаются как личности. Наши чувства воспринимают только то, что лежит на поверхности, они скользят по внешней стороне бытия, которая называется материей. Мы видим формы, но за каждой формой стоит идея, личность. Форма не может существовать без идеи. Тогда как идеи вполне себе благополучно обитают в мире идей, духовном мире.
То, что для нас с вами обычный предмет, для просветленного мудреца - форма некой идеи. Он сквозь предмет видит идею, личность. Нас окружают предметы, мудреца окружают личности. Мудрый смотрит не на тень, а на хозяина тени, ибо последний более реален, чем тень, которую наше замутненное сознание воспринимает как материю.

Д-р Мерфи: Значит, тени сознания - это физические тела, с которыми мы имеем дело?

Шридхар Махарадж: Да, у них есть размеры, срок жизни. У действительной личности, которая стоит за тенью, нет физических размеров и возраста. Сознание существует вне времени и пространства. Тело живет, перемещается, имеет название, покуда в нем отражается сознательное существо. В этом смысле тень обладает сознанием. Когда Луна оказывается между Солнцем и Землей, ее тень, падающая на поверхность Земли, тоже сознательна. Изначально все обладает сознанием, которое и порождает материю.

Эволюция любого предмета происходит следующим образом: чистое сознание, личность, затеняется, огрубевает и становится ограничено пространственными и временными рамками, то есть приобретает свойства материи. При этом она остается личностью. Любой предмет есть образ какой-то личности. Поэтому мудрецы, глядящие сквозь внешнюю оболочку, обращаются ко всему как к личностям: деревьям, горам, Солнцу, луне, океану... Чистое сознание не сразу в состоянии ощутить на себе чистую материю. Личность не сразу превращается в неодушевленную материю. Сначала она проходит некую промежуточную стадию, где вынуждена попасть под действие законов кармы. Это уже не личность в чистом, первозданном виде, но и не материальный предмет. Это нечто промежуточное, мы называем такое состояние умом.

Хотя современные ученые утверждают, что реально только то, что имеет физические свойства, реальна только материя, у нас есть все основания думать обратное. Если вдуматься, окружающий мир – это не предметы, а ощущения. Мы соприкасаемся со своими чувствами. Чувства – посредники, которые доносят нам сведения о предмете. Дальше ощущений мы не способны продвинуться. Но что такое ощущения? Это свойства сознания. Предмет – это набор ощущений. Ощущение – это состояние сознания, свойство моего «я». Поэтому мы говорим, что материальный предмет есть продолжение моего «я». Он существует в сознании. Таким образом, материя – это форма сознания. То, что мы называем материальной действительностью, есть совокупность субъективных психических ощущений.

Д-р Мерфи: Когда мы видим цвет, это всего лишь наши ощущения? То есть цвета нет?

Шридхар Махарадж: Цвет - это идея в уме. Это состояние сознания.

Д-р Сингх: Тогда возникает вопрос, существует ли вообще воспринимаемый предмет?

Шридхар Махарадж: Сознание реально. И то, что порождается сознанием, также реально. Но материальные предметы существуют не сами по себе, а в нашем сознании.

Д-р Сингх: Значит, наблюдаемые нами объекты - личности? Когда я вижу красный цвет, я вижу какую-то личность?
Шридхар Махарадж: Все, в том числе цвет, имеет свой прообраз в первичной сознательной реальности, где все имеет личностную природу. Иначе оно не могло бы отражаться на нашем уровне бытия в виде материи. Первоначально все есть чистое сознание, но когда оно грубеет, оно принимает вид материи.

Один и тот же предмет по-разному воспринимается разными органами чувств: для зрения он имеет одни свойства, для осязания - другие, для слуха - третьи. Внешние атрибуты предмета познаваемы. С внутренней сутью дело обстоит иначе. Суть, онтологический аспект предмета, не зависит от внешних свойств, потому остается непознанной.

Чтобы иметь всестороннее представление о предмете, нужно знать его назначение, которое есть идея в моем сознании. Таким образом, предмет - и суть его, и свойства – лишь понятия в моем уме. То есть предмет целиком существует в уме, в моем сознании. Он - продолжение моей личности. Потому мы и заявляем, что все в окружающем мире имеет свойства личности. Сознание первично, из него исходит идея, которая затем материализуется.

Мир сознания ближе к нам, чем мир вещей. Мы как субъекты принадлежим миру идей, нежели миру вещей. Потому составители Вед, древние мудрецы, обращались ко всем предметам как к личностям. В древних трактатах ученые мужи всегда описаны в окружении личностей. В любом предмете этого мира они видят личность, находящуюся внутри материальной оболочки.

Д-р Мерфи: Понятие личности включает в себя мышление, чувствование и волеизъявление. Не так ли?

Шридхар Махарадж: Мышление, чувствование и волеизъявление – три свойства живого существа. То же самое относится к Богу и Его чувствованию, которое - тоже личность. Субъект, наблюдатель, первичен, затем следует его мироощущение. Субъект может по-разному ощущать мир вещей - в зависимости от чистоты своего сознания. То, что он ощущает, будучи в состоянии просветления, наиболее правильно отражает суть вещей. Когда субъект воспринимает мир через призму ума или грубых чувств, он все видит сильно искаженным. Чем ближе мы к своему естеству, тем реальнее мир, в котором мы живем. Сознание определяет наше восприятие мира.

Субъект в первозданном своем состоянии не способен непосредственно воспринимать материю. Материя очень далеко отстоит от нас. Сознание не напрямую взаимодействует с материальным предметом, а через его тень - ум. Мы воспринимаем другие души, другие частицы сознания, в виде их отражений, которые имеют форму материальных предметов. То, что нам кажется некой вещью, есть отражение или тень какой-то личности, живущей по ту сторону материи - в мире сознания. В здешней реальности мы существуем в мире теней.

Другими словами, есть личность и ее тело. Подобно тому, как тело - производная от сознания, материя есть производная от духа. Несмотря на то, что сознание приобретает черты материи, душа взаимодействует с окружающим миром как личность с личностью. На санскрите это называется чидабхаса - особое состояние сознания - ум, орудие взаимодействия с материальным миром.

Личности делятся на две категории: кшара и акшара - чистые, освобожденные души и души, погрязшие в материи, ведущие нескончаемую борьбу за выживание.

И те, и другие - равноправные перед Богом личности. Но одни живут своим естеством подле Него, другие, облачив себя в материальные тела, воюют друг с другом за место в иллюзорном мире. Если кто-то на вид кажется неодушевленным предметом, это не значит, что он перестал быть личностью.

Д-р Мерфи: Вода в реке - тоже личность?

Шридхар Махарадж: Все - личность. Только одни личности занимают пассивную позицию, другие - активную. Если смотреть не на внешность, а на содержание, на назначение предмета, вы во всем увидите личность. Артисты могут играть людей, а могут играть неодушевленные предметы. В духовном мире все предметы - личности. Река Ямуна, коровы, деревья и их плоды - все обладает сознанием. Просветленные люди, арийцы, это те, кто видит признаки сознания, воспринимает все в природе как личность и общается не с формами, а с содержанием, сознательными субъектами.
Реальность сознательна, в ней все имеет личностную природу. Все, что находится в сфере чувственного восприятия, обладает сознанием. Материальный предмет отражается во мне, следовательно, он, как и я, существует на сознательном уровне бытия. Субъект всегда пребывает в сфере сознания, и что бы ни представлял собой объект, он имеет прообраз в мире идей. Строго говоря, мы имеем дело не с материальными вещами, а с их идеями, сущими в нашей голове. Ум - посредник между мной и предметом.

pro-svet Дата: Четверг, 05.03.2020, 21:43 | Сообщение # 19
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5321
Репутация: 171
Статус: Offline
Д-р Мерфи: Как отличить меня от моего ума?

Шридхар Махарадж: Это не просто. В «Бхагавад Гите» говорится: индрийани паранй ахур. Задача искателя истины - отделить себя, душу, от всего остального. Для этого нужно разложить зримый мир на стихии, одной из которых является ум. Природа ума - принимать и отвергать. Стианкалпа-викалпа : «Я хочу это и не хочу то». Ум - это часть моей личности, которая заставляет меня испытывать приязнь или неприязнь к внешнему миру. Зная это его свойство, можно отделить его от остальных стихий внутри моего «я». Понять, что такое ум, можно только на собственном опыте. Отыскать в себе начало, разделяющее зримые предметы на приятные и неприятные. Достаточно заглянуть в себя. Там же, внутри себя, можно обнаружить еще более тонкое начало - рассудок, способность разделять предметы на полезные и вредные. Это не то же самое, что приятное и неприятное. Эти начала - ум и рассудок – «сидят» внутри нас, их можно почти потрогать. Но они есть свойства чего-то более тонкого, того, что мы называем душой или сознанием. Практика всякой йоги заключается в том, чтобы постепенно отделить от себя составляющие моего «я» и остаться наедине с собой, а затем и с высшим «Я».

Д-р Мерфи: Как отличить себя настоящего от некоего образа, навязанного нам извне? Ведь тот, кем я кажусь себе сейчас, есть плод многолетнего внушения со стороны друзей, недругов, общества в целом. Как отличить знание, исходящее из субъективного мира, от того, что мы получаем посредством чувств?

Шридхар Махарадж: Сейчас наше подлинное «я» пребывает в полудреме. Но его можно пробудить извне. Это все равно, что разбудить спящего. Когда душа просыпается или, как говорят, приходит в себя, и к ней вновь возвращается сознание, она понимает, что во сне она жила в иллюзии, а сейчас все наяву. По милости друзей мы снова можем вернуть себе «здравый ум и твердую память». Бхакти-йога, которую мы исповедуем, позволяет осознать себя и окружающую реальность.

Д-р Мерфи: Я хотел прояснить один вопрос. В философии счисления, санкхье, представленной мудрецом Капилой, там, где анализируется материальный мир, приводится понятие «прадхана», вечная непроявленная материя. Эта прадхана – тоже сознание?

Шридхар Махарадж: Да. Хотя материя - ложная реальность, тень реальности подлинной, она тоже личность. Быть в материальном мире – значит быть в плену ложных образов, в плену застывших форм, которые есть временные тени вечных идей. Материя тоже личность, у нее есть имя - Деви. Она манит нас своими формами, скрывает ими от нас подлинный мир, мир, где Господь предается играм. Если нам удастся заглянуть за пелену обмана Деви, мы увидим Кришну, увидим Вриндаван, место Его вечных забав. Сбросив с себя покров иллюзии, душа никогда больше не прельстится внешними вещами. Душевнобольной даже среди друзей испытывает страх и растерянность. Безумец боится даже тех, кто искренне желает ему помочь. Но случись ему вернуться в нормальное сознание, он поймет, что ему нечего бояться, друзья не представляют для него опасности. Так и нам с вами, чтобы увидеть мир как он есть, нужно просто избавиться от душевной болезни, иллюзии.

Д-р Мерфи: Болезнью вы называете отсутствие сознания Кришны?

Шридхар Махарадж: Отсутствие сознания Бога, в каком-то смысле, есть вообще отсутствие сознания, и это является болезнью, бессознательным состоянием. В священных книгах ему дается такое определение: бхайам двитийабхинивешатах сйад - болезнь самообособленности. Симптом этой болезни - корысть. При этой болезни естественное духовное сознание души трансформируется в корыстное, материальное. Заболев корыстью, душа оказывается в иллюзии с навязчивой идеей собственного счастья. В этом коренится причина всех заблуждений. Правильное и иллюзорное восприятие реальности различаются лишь тем, что во втором случае душа отрывается от Центра. Ее сознание смещается из Центра к периферии, поэтому она видит все под другим углом зрения. С уровня осознания общего она спускается до осознания частного. И по мере эволюции сознания от частного к общему душа переходит на разные планеты или планы бытия: бхур, бхувах, свах, джана, махар, тапа, сатйа. Эти планеты соответствуют определенным этапам эволюции сознания индивидуума, подразумевающие смещение от периферии к центру. Мы оказываемся в иллюзии материального мира в тот момент, когда наше сознание отходит от Центра.

Душа, осознающая мир как органичное целое, обладает наиболее здоровым восприятием. Такая душа занимает самое естественное положение. Если же сознание обосабливается от единого целого, оно неминуемо страдает. Занимая естественное положение, душа живет полноценной свободной жизнью, в противном случае она обрекает себя на боль и страдания. Мир вокруг нас совершенен, но из-за того, что мы смотрим на него как потребители, он кажется нам враждебным. Тот, кто преследует собственные интересы, утрачивает связь с единым целым, оказывается в неестественном положении и страдает. Эгоизм - причина всех страданий.

Абсолютный самодержец - средоточие абсолютного блага. Нам не в чем Его упрекнуть. Кришна говорит: сухридам сарва бхутанам. Ему принадлежит все. Тем не менее, Он нам друг. Об этом нельзя забывать. Он всегда заботится о нашем благе. Тот, кто отворачивается от Господа, обрекает себя на страдания. Но, несмотря на то, что мы и нам подобные утратили веру в Бога, Он остался нашим другом. Сейчас мы убиваем себя завистью к Нему. Сама мысль о том, что над нами есть кто-то выше, вызывает в нас негодование: «Раз я не вижу от Него добра, значит ничем Ему не обязан».
Но, невзирая на это, Кришна готов помочь нам в любую минуту. Мы даже не можем вообразить, насколько Он о нас заботится. Если найти в себе силы и возродить эту веру, то все снова станет на свои места. Некого винить в своих бедах: у нас с Господом общие интересы. Ишад апетасйа. Но мы отвернулись от Повелителя… Нужно всегда помнить, что Господь - наш Владыка, доброжелатель и хранитель. Тот, кто этого не понимает, совершает непростительную ошибку. На первый взгляд, нет ничего страшного в том, что у души появились обособленные интересы. Но тем самым она поставила себя во враждебное окружение.

Патанджали говорил, что движение в сторону зла происходит осознанно. Мы не просто впадаем в безумие, а становимся злобными и завистливыми, что гораздо хуже. В этом вся беда. Мы обладаем несметными богатствами, но в безумии не понимаем этого. От нас всего лишь требуется изменить восприятие. Когда душа прозреет, ей, естественно, захочется вернуться в родной дом. Сумасшедший живет в чуждом для него воображаемом мире и потому испытывает страх. Для того, чтобы обрести покой и почувствовать себя дома, ему нужно лишь прийти в сознание.

Наш Гуру Махарадж часто говорил: «В этом мире всего вдоволь, единственное, чего здесь не хватает - сознание Кришны». Джагате эка матра хари-катха-дурвикша чхада ара кона дурвикша наи. Он повторял эти слова всякий раз, когда был в приподнятом настроении и добавлял: «Идите от двери к двери и говорите людям, что Кришна - Всевышний, а вы - Его слуги. Напоминайте об этом. Пусть каждый знает, что он богач, что он слуга самого богатого Господина - Кришны. И надо лишь вспомнить об этом, восстановить отношения со своими Повелителем. Наша задача - дать людям этот шанс. Все остальное у них есть: единственная их беда - они забыли о Кришне, нашем Господе. Об этом им нужно напомнить. Это то, чего не достает каждому. Всего остального у них в избытке».

С самого своего возникновения материальный мир начинает гибнуть, исчезать в пламени вселенского пожара. Таков неумолимый закон природы - непрерывное возрастание хаоса. Нет смысла держаться за то, что все равно сгорит дотла. Никто и ничто не утолит чаяния души, кроме Кришны. Только Он, Всевышний Господь, и Его окружение имеют ценность. Все остальное - мираж. Все, что мы видим вокруг, когда-нибудь сгинет в огне или в водах потопа. Бессмысленно обустраиваться в разрушающемся доме. Именно привязанность к тленным вещам не позволяет нам выбраться из рабства иллюзии и устремиться к Прекрасной Истине. Мирские узы – наш злейший враг. Кто ищет вечной свободы, должен сделаться равнодушен к делам мира. Земля, Солнце, Луна, звезды – исчезнут в небытии. Но мы, духовные частицы сознания, будем жить вечно. Тот, кто связал свое будущее с Кришной, должен быть безразличен к мирским вещам.

Чистое сознание не нуждается в чем бы то ни было в здешней реальности. Некогда мы на свою беду заключили себя в оболочку из плоти и крови, и теперь вынуждены рождаться и умирать. Хотя рождение и смерть - не более чем плод нашего воображения, иллюзия, от которой нужно пробудиться.

Итак, все, что существует, обладает сознанием. Кто постиг эту нехитрую истину, немедленно переносится в мир идей, мир вечной игры Господа Бога, где частицы сознания могут принимать любые формы - растений, зверей, рек и гор. Сознание обладает свойством принимать разные формы. Но в идеальном мире формы идей подлинные, а в материальном – иллюзорные, саморазрушающиеся.

Д-р Мерфи: Говорится, что когда Кришна отправляется на реку принять омовение, волны реки спешат обнять Кришну.

Шридхар Махарадж: Да, и даже камни тают от прикосновения лотосных стоп Кришны. Все обладает сознанием. Это относится и к небесным телам, в том числе планетам Раху и Кету. В писаниях часто упоминается, как мудрецы беседуют с природой как с личностью. Просто в отличие от них, мы пребываем в невежестве.

Задача ученых – бороться с абсурдными теориями и гипотезами. Гипотеза Дарвина о том, что материя породила разум – прекрасный пример абсурда. Мы убеждаемся в глупости этой гипотезы на каждом шагу. Мертвое не порождает живое. Неодушевленные предметы не производят на свет разумных существ. Скорее наоборот. Предположение Беркли о том, что мир существует в уме, а не ум в мире, мне кажется логичнее дарвинистского взгляда на действительность. Материя дана нам в ощущение. Следовательно, без ощущений нет материи. Ощущение есть свойство сознания. Материя существует в сознании, равно как и материальные несчастья, которые тоже существуют лишь в нашем сознании.

pro-svet Дата: Четверг, 05.03.2020, 21:45 | Сообщение # 20
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5321
Репутация: 171
Статус: Offline
Глава 2
Творение


В древнем тексте Ману-Самхите (1.1.5-6) ход творения описывается следующим образом:

асид идам тамо бхутам апрагйатам алакшанам
апратаркйам авигйейам прасуптам ива сарватах

татах свайамбхур бхагаван авйактавйам джайан идам
махабхутади вритауджах прадур асин тамонудах

До начала времени мировая энергия пребывала в состоянии равновесия. Асид идам тамо бхутам. Вещество находилось в хаосе, во тьме. Все было окутано невежеством. Алакшанам означает «неподдающийся оценке», то есть не было признаков, которые позволяли бы судить о природе материи. Апрагйатам – непостижимо, то есть у наблюдателя нет ни малейшей возможности исследовать тот этап бытия. Можно лишь предполагать, что описываемое состояние сходно с погруженностью в глубокий сон. Так можно охарактеризовать «предначальный» этап существования вещества: прасуптам ива сарватах. - все спало в глубоком сне.

Параллельно с этим в недрах идеального, сознательного мира происходит движение, которое касается спящей материи. Это движение можно сравнить с лучом света, импульсом сознания, который воспринимается теми, кто наделяется зрением. Это движение света существовало и будет существовать вечно, просто в миг творения потенциально зрячие получают возможность воспринимать его. Луч света порождает волну, то есть появляется нечто «водообразное».

Итак, луч света, который есть луч сознания (а сознание - это всегда личность) приводит в движение спящее темное вещество, отчего вещество покрывается волнами, или свойствами, которые могут быть восприняты теми, кому даны органы восприятия, органы чувства. Так из первичной стихии, вираджи, появляется объективный мир.

То, что на языке Вед называется Брахмалока, мир сознания, представляет собой свет, а первостихия - воду. Луч Единого сознания, взволновавший причинное вещество, сеет в этой жиже индивидуальные семена сознания. Эта первая стихия - не та вода, которую мы наблюдаем ныне. Ее сравнивают с водой, поскольку она обладает свойством обтекать, принимать в свое лоно, быть вместилищем. На санскрите воду называют «апа», что означает «следующее за первым». То есть, образование волнообразной жижи, в которой первичный луч света разбивается на мелкие частицы, - это второй этап творения мира.

При соединении семян сознания с причинными водами появляется новая стихия, которая называется махат-таттва. Эта единая масса сознания, перемешанного с веществом, представляет собой общее эго, махато аханкара.

В ходе дальнейшего развития мира эта единая стихия дробится на множество индивидуальных частиц, бесчисленное количество единиц эго (пракритер махан аханкара панчатран махатрани), которые способны ощущать ее в пяти ипостасях - видеть, обонять, слышать, пробовать на вкус и осязать. Эти пять основополагающих ипостасей вещества – цвет, запах, звук, вкус и тепло - вместе составляют то, что мы называем материей, которая существует в трех состояниях: просветления, «саттвы», возбуждения , «раджи», и помрачения, «тамы».

Эволюция происходит от тонкого к грубому: пространство переходит в звук, звук в слух, слух в ухо. Воздух обращается в тепло, тепло в осязание, осязание в кожу. Огонь эволюционирует в цвет, цвет в зрение, зрение в глаз. Вода эволюционирует во вкус, вкус во вкусовые ощущения, которые эволюционируют в язык. Земля становится запахом, запах – обонянием, обоняние носом. В общей сложности получается двадцать четыре стихии: эго - отдельное «я», три тонких начала - природа, вещество и самость, пять грубых стихий, пять чувств, пять объектов чувств, и пять органов чувств. Так сознание преобразуется в материю. А когда по высшей воле ей снова суждено вернуться в небытие, эволюции повторяются в обратном порядке: грубые стихии растворяются в тонких. Материя постепенно переходит в более тонкие формы, пока, наконец, не достигнет состояния пракрити, самой тонкой, первичной «водообразной» формы.

Потом индивидуальная частица сознания, атма, сливается с единой массой сознания, Брахманом.

...

dobryakk Дата: Воскресенье, 08.03.2020, 11:30 | Сообщение # 21
заглянувший
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 4
Статус: Offline
А зачем нужны эти колебания из тонкого в грубое и обратно?
Прано Дата: Воскресенье, 08.03.2020, 22:21 | Сообщение # 22
юродивый
Группа: Проверенные
Сообщений: 1109
Репутация: 58
Статус: Offline
Смысл везде один, дарить жизнь)))
AWAS Дата: Понедельник, 09.03.2020, 17:01 | Сообщение # 23
практикующий
Группа: Пользователи
Сообщений: 111
Репутация: 12
Статус: Offline
Цитата Прано ()
Смысл везде один, дарить жизнь
Дарить жизнь легко и с большой радостью,а вот как ее с такой же радостью украшать и где брать украшения для этого?



Наши знания убивают наши возможности
Eno Дата: Четверг, 12.03.2020, 22:24 | Сообщение # 24
заглянувший
Группа: Пользователи
Сообщений: 18
Репутация: 4
Статус: Offline
Цитата
где можем участвовать в забавах несравненного Бога
… Получается Бог - фокусник, который нами манипулирует?
А мне таки кажется, что он просто идиот, да еще и садист к тому же, простите за грубость конечно. Гностики считали, что этот мир материи, страданий и двойственного восприятия был создан падшим и непросветленным "Богом" (он же ветхозаветный жестокий Яхве). Просветленное Божество, познавшее собственную природу, никогда бы до такой жестокости и идиотизма не додумалось.

Но мне все же кажется, что проявленный мир не был создан одним богом творцом, это просто совместный проект непросветленных душ. Сами создали, сами и мучаемся. Ежики плакали, но продолжали жевать кактусы  biggrin



Сообщение отредактировал Eno - Четверг, 12.03.2020, 22:35
pro-svet Дата: Суббота, 14.03.2020, 11:32 | Сообщение # 25
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5321
Репутация: 171
Статус: Offline
Цитата dobryakk ()
А зачем нужны эти колебания из тонкого в грубое и обратно?

Это просто происходит. Это естественное явление, так же как для человека естественен вдох-выдох. Такова природа жизни. Если бы этого не было, не было бы ничего.

Форум самопознания и просветления » Форум самопознания » Беседка » Смысл этого мира (В чем смысл материального мира?)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск: