Авторский сайт самопознания: теория, практика и поддержка. Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Главная | Практики | Отзывы | Форум | Книга | О себе | Связь
Сайт Самопознание

Поддержать проект

Новые статьи на сайте:

Техника рассоздания проблем

Курс Чудес

Хоопонопоно


Страницы сайта:

© pro-svet

На български

Хотите разместить рекламу?


Лучшие цитаты из Шримад Бхагаватам

В этой статье публикую лучшие цитаты из Шримад Бхагаватам, которые могут существенно помочь на духовном пути самопознания и просветления.

Само по себе чтение мудрых цитат, духовных книг и священных писаний приносит большую пользу и повышает уровень сознания (уровень осознанности, уровень вибраций), и вы можете прочувствовать это на себе по мере чтения. Это также подтверждается тестом Дэвида Хокинса

Что такое Шримад Бхагаватам? Вот что говорит Википедия:

Шримад Бхагаватам (Бхагавата Пурана) - одна из восемнадцати основных Пуран (древних былин индийской литературы, написанных на древнем языке санскрите мудрецом Вьясой). Эта Бхагавата Пурана рассказывает об истории развития Вселенной, о путях самопознания и духовного освобождения, а также описывает различные аватары (воплощения Бога), низошедшие в разные эпохи в наш материальный мир. Помимо этого, Шримад Бхагаватам содержит обширные сведения по индуистской философии, космологии и метафизике. Вот уже более 1000 лет Бхагавата-пурана является основным священным текстом различных течений кришнаизма. В этом писании изложена суть всех Вед и она представляет собой комментарий ведийского мудреца Вьясы к «Веданта-сутрам».

Шримад Бхагаватам поясняет многие важные моменты, рассказанные Кришной в Бхагавад-гите, поэтому для кришнаитов Бхагавата Пурана (Шримад Бхагаватам) является авторитетным священным писанием. А так как я немало общался с кришнаитами и интересовался темами Высшей Истины, Бога, освобождения и просветления, мне посчастливилось прочитать 11 томов (из 12) Шримад Бхагаватам, и я чувствую огромную благодарность за это. Впрочем, как и за все остальные священные писания (Йога Васиштха, например), мудрые книги, лекции, сатсанги и т.д.

Нет, с Кришной мне встретиться не довелось, кришнаитом я не стал, и, соответственно, проповедовать кришнаизм не буду (не являюсь сторонником слепой веры), но зато нашел в Шримад Бхагаватам множество мудрых цитат, в том числе по теме адвайты (недвойственности), духовного освобождения и просветления, а также немало весьма полезного материала, который может помочь на пути всем, кто уделит этому внимание.

Лучшими цитатами из Шримад Бхагаватам я и делюсь в этой статье и на форуме в обсуждениях по ссылке внизу. Некоторые непонятные новичкам моменты буду комментировать по мере имеющихся знаний и понимания. Можете задавать на форуме вопросы, если возникнут.

Важный момент, который нельзя не упомянуть: есть несколько переводов Шримад Бхагаватам на русский, и все они немного разные, а местами даже существенно, и тому есть несколько причин:

1. Оригинал Шримад Бхагаватам написан на санскрите, а санскрит такой интересный язык, что одно и то же слово может иметь десяток существенно разных значений, в зависимости от контекста. Тот, кто не понимает полностью контекст, неизбежно будет вносить искажения при переводе с санскрита. А кто сейчас полностью понимает контекст? Возможно, никто. Поэтому тем, кто желает разобраться в деталях, лучше изучать параллельно разные переводы Шримад Бхагаватам и сопоставлять их. И даже это не даст 100%-ной точности и полного понимания. Но, тем не менее, если сильно не вдаваться в детали, а придерживаться самой сути писаний, то она одинакова во всех переводах (и даже во всех религиях).

2. С санскрита Шримад Бхагаватам переведен на английский, и только потом на русский. А это ещё больше отдаляет от изначально заложенного смысла.

3. В разных традициях/ответвлениях кришнаизма свои "особенности", что тоже влияет на перевод/интерпретацию.

Более того, многие санскритские слова не имеют аналогов в нашем языке, поэтому, любой перевод Шримад Бхагаватам является не дословным, а приблизительным, и у каждого переводчика, к тому же, свой «авторский стиль».

Это всё к тому, что не стоит какой-то из переводов считать единственно верным. А уж тем более считать его окончательной истиной. Практика показывает, что параллельное чтение нескольких переводов - хорошая идея. Иногда буду давать разные переводы цитат для большего понимания.

Отдельно должен упомянуть такое явление, как комментарии к Шримад Бхагаватам (есть даже целые лекции разных авторов по отдельным темам этих писаний). Опять же, в каждой традиции/ответвлении кришнаизма эти комментарии и пояснения разные, и часто существенно, вплоть до противоречий. Поэтому я бы не рекомендовал сильно погружаться в комментарии. По большому счету, Шримад Бхагаватам - это уже сам по себе обширный комментарий к Веданта-сутрам.

На сайте уже есть подборка цитат из Шримад Бхагаватам - цитаты Кришны об адвайте, рекомендую почитать тем, кого интересует тема недвойственности. Также есть цитаты в разных темах форума, их можно найти через поиск по сайту по словам "Шримад Бхагаватам".

По теме адвайты смотрите также медитацию "Всё есть Бог" и "Йога Васиштха". Ну и небольшая книжечка "Просветление за полчаса" тоже посвящена в основном теме недвойственности.

А начнем мы с цитат, взятых из 11-й песни Шримад Бхагаватам, глава 28 "Познание себя", которую перевел Бхарати Махарадж. В этой главе Кришна отвечает на вопросы Уддхавы, своего близкого друга и чистого преданного.

П.С. Согласно тестам Дэвида Хокинса, учение Кришны соответствует уровню 1000, а это максимально достижимый уровень сознания для человеческой формы жизни. Другими словами, уровень 1000 - это уровень наивысшей доступной Истины для человека.

Итак, приступаем к изучению мудрости.

Подборка лучших цитат

Кришна сказал:

Как во время сновидений человек не осознаёт окружающий мир, а в глубоком сне и вовсе теряет сознание, так, погруженный в явленную [иллюзорную] двойственность, он оказывается в плену наваждений.

(Двойственность - это любые разделения Единства на множество, в том числе разделения на "я" и "не я", на хорошее и плохое, правильное и неправильное, и т.д. Здесь двойственность сравнивается со сновидением, которое нереально, хотя и воспринимаемо. Погружаясь в кажущуюся двойственность и принимая ее за реальность, человек живёт в иллюзиях, и в священных писаниях это часто сравнивают со сновидением)

Хотя тень и эхо - это лишь отражения настоящих явлений, они создают действительные ощущения. Так и ум, тело и самость, хотя и являются сущей выдумкой, они вызывают у хозяина подлинный страх потери вплоть до самой смерти.

(Самость - это чувство отдельного "я", набор представлений о себе, которые не являются истинными. Самость, в данном контексте - это то же самое, что и ложное эго, ложное отождествление с телом, умом, личностью и чем-либо ещё, что не существует в Реальности).

Не существует ничего, кроме Сознания, обособленного от всего.

(Сознание Реально, так как оно изначально, неизменно и вечно. Преходящие вещи, которые мы воспринимаем в этом мире, изменчивы и временны, поэтому в писаниях часто говорится, что они иллюзорны, нереальны, или не существуют в действительности)

Знай, друг Мой, что вселенная, произошедшая от сочетания трех свойств природы (трёх гун), и три вида страданий - это наваждение сознания, его мимолетный самообман.

(Наваждение в данном контексте означает "иллюзия", "мираж", "зримый обман". Что такое три вида страданий? Первый вид - это страдания, причиняемые собственным телом и умом. Это разного рода болезни, дискомфорт и негативные переживания. Второй вид страданий - причиняемые другими живыми существами. И третий вид страданий создают силы природы, например жара, холод и т.д.)

Любой способ познания, будь то чувственный опыт, отвлеченное рассуждение, изучение священных писаний или прозрение, приводит к пониманию, что здешний мир имеет начало и конец, и час его краток. Потому пережить отведенный тебе срок нужно без привязанностей.

(Привязанности удерживают нас в иллюзорном мире двойственности, поэтому, если наша цель – духовное освобождение и просветление, то привязанности нужно отпускать, отдавать Богу)

Уддхава спросил:
— Господи Милосердный! Растолкуй мне следующее: если сознание суть лучезарная Истина, а тело само не обладает способностью к восприятию, кто же тогда наблюдает зримый обман? Сознание неисчерпаемо, лишено осязаемых свойств, чисто, лучезарно, существует вне времени, не имеет начала и окончания
(подробнее о природе сознания, природе души). Оно незримый огонь, горящий в древе безжизненной плоти. Кто же тогда испытывает опыт земного существования?

Всевышний отвечал:
— Покуда частица сознания (душа) соотносит себя с плотью, чувствами и жизненной силою, она будет влачить бессмысленное существование посреди зримого обмана.

(Другими словами, пока есть отождествление с телом-умом-личностью, душа вынуждена пребывать в этом иллюзорном мире, переживая его как реальный)

Хотя осязаемые предметы не существуют в действительности, опыт их действителен, как действителен страх во время сновидения, когда спящий наблюдает явления, не существующие наяву. Хотя во сне человек испытывает многие страхи и печали, пробудившись, он более не тревожится былыми видениями. Скорбь, волнение, страх, гнев, жадность, смущение и желание, а еще рождение и смерть — все это испытывает не сознание, но приобретенная им самость (ложное эго). Сознание (душа), покрытое самостью (ложным эго), мнит себя деятелем и обладателем вещественных свойств.

(Душа/сознание на самом деле не является деятелем и не имеет материальных свойств/характеристик. Она лишь воспринимает и осознаёт. Подробнее - в статье Природа души)

Из самомнения вычленяются понятия, назначение вещей, тело, чувства, жизненные силы и ум, что в совокупности принуждает нетленное сознание (душу) переживать рождение и смерть, радость побед и горе утрат.

(Пока нет ложных отождествлений с телом-умом-личностью, нет никаких проблем. Но как только возникает ложное эго, ложные отождествления, сразу начинаются проблемы и страдания)

Самомнение произрастает из самообмана и расцветает в виде мыслей, речи, жизненного ветра (праны) и телесных особенностей.

(Похоже, что первичный самообман - это разделение на "я" и "не я", и затем конкретизация "я", приписывание себе свойств и характеристик, что приводит к дальнейшему погружению в иллюзорную двойственность)

Но мечом знания, что заострен верностью Истине, можно разрубить сети самомнения и зажить счастливо в здешнем мире, без страстей и тревог.

(Убрав ложные представления о себе, ложные отождествления, можно избавиться от проблем обусловленного существования)

Знание дает власть отличить ложь от Истины. И проистекает оно (это Знание) от воздержания, изучения Веды, следования долгу, духовного опыта, рассуждения (размышления и анализа) и прозрения (озарения). Стяжавший знание видит Единую Безмятежность во всем; видит Высшую причину, из коей проявляется мироздание и коя существует прежде начала, в промежутке и после конца мироздания.

Подобно тому, как золото существует прежде золотых изделий и будет существовать после их расплавления, ибо золото — неизменная истина, а золотые вещи – его временные обозначения (временные формы), Я существую до мирового разнообразия, после него и в промежутке между творением и уничтожением.

Видоизмененному самосознанию присущи три состояния: бодрствование, сновидение и беспамятство (глубокий сон без сновидений), кои порождены причиною (воспринимающим), следствием (воспринимаемым) и деятелем (вовлеченным). Подлинное же бытие проистекает из четвертого состояния самосознания – созерцания (турия), кое превосходит три вышеназванных.

(Вот почему различные практики созерцания и осознавания – это практики «высшего уровня», например, Упражнение Я Есть, Медитация на Чистое Сознание, МПВ и т.д.)

Вещи, что не существовали в прошлом и не будут существовать в будущем, не существуют и в промежутке настоящего наблюдения. Они – лишь обозначения в уме (иллюзорное творение ума). По Моему мнению, сотворенное есть видоизмененный творец. Следствие есть видоизмененная причина. Образы в сознании есть самое Сознание.

(Здесь Кришна говорит о Единстве, о ложности разделений. Подробнее – в статье "Цитаты Кришны об Адвайте")

Кажущееся есть видоизмененная от возбуждения действительность. Всякий образ есть измененная в сознании вездесущая Истина. Истина, которая всегда самодостаточна, являет лишь ложные образы. Вселенское разнообразие, порожденное чувствами, предметами ощущений, умом и стихиями, есть лишь неизменная вездесущая Истина, искаженная возбужденным сознанием.

(Как говорится в Йога-Васиштха, «Стоит только истиной природе бесконечного сознания отклониться от равновесия на тысячную долю секунды, как проявляются все эти прискорбные иллюзорные творения»)

Что можно выразить словами или о чем можно подумать, то не существует в действительности. Потому в зримом мире нет добра и зла, и нет перехода меж ними.

(Добро и зло - это надуманные проекции ума. Ум создаёт двойственность "добро и зло", как и все остальные дуальности, и затем они переживаются как реальные, хотя и не существуют на самом деле)

Кто понимает вышесказанное, тот не хулит и не славит никого в здешнем мире. Подобно Солнцу, такой мудрец парит над Землею и всех озаряет мудростью в равной степени.

(Кто понимает, что добро и зло - это выдуманные категории иллюзорного мира, тот больше никого не превозносит и никого не осуждает, так как он свободен от иллюзии двойственности. Он осознаёт, что Всё едино, Всё есть Бог)

Не следует хвалить или осуждать чужие поступки и наклонности. Но нужно взирать на мир как на единение природы и сознания.

(Природа - это всё, что воспринимается сознанием, которое первично по отношению к природе)

Ученый муж (мудрец), опустившийся до восхваления и осуждения чужого нрава и поведения, теряет мудрость (осознание Единства) в хитросплетениях двойственности.

(Как только возникает вовлеченность в разделения, сразу же и теряется восприятие Единства)

Сознательное существо (брахман) не рождается и не умирает, не прирастает в размерах и не уменьшается. Оно осязает и сознает свою вещественную плоть и ее видоизменения. Сознание в чистом виде вечно и неуничтожимо. Как колебание вещества ощущается разными чувствами по-разному, так частица сознания принимает разные виды в разных состояниях.

(Понять это помогает Медитация на Чистое Сознание)

Потому как [реально] существует лишь наблюдатель (атма), восприятие двойственности есть наваждение. Предметы не существуют сами по себе, но покоятся в сознании зрячего.

(Воспринимаемое воспринимается только потому, что воспринимающий проецирует это. Ничто в этом мире не существует само по себе, без того, кто это видит)

Продолжение лучших цитат из Шримад Бхагаватам – на форуме по ссылке ниже.

Обсудить на форуме

Следующая страница сайта: техника рассоздания проблем и иллюзий, ТРИО



Распространяя материалы сайта Самопознание: путь к просветлению, ставьте, пожалуйста, ссылку на источник.

Жми, чтобы прочитать

Попробовать техники первого уровня сейчас!
Добро пожаловать:

Секреты изобилия, гармонии, успеха и исполнения желаний собраны здесь

я вконтакте


Отзывы о содержимом сайта
Всего ответов: 7346
Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Также рекомендую:

Получи послание Бога, жми!

Каталог лекций по Ведам: слушать, читать и скачать бесплатно

Сайт эзотерики


Понравился сайт?
Получили пользу?
Оставьте отзыв!




Вы также можете
Подписаться на обновления