Свобода воли и выбора

В этой статье мы разберем подробно тему свободной воли и выбора человека:

  • Это иллюзия или реальность?
  • В чем заключается свобода воли и как она проявляется;
  • Как формируется выбор и в чем состоит ответственность за него;
  • И разберем всё это на примерах.

Итак, в некоторых учениях и эзотерических кругах, в частности в адвайте и неоадвайте, можно услышать, что у человека нет свободы выбора и его воля не свободна, а лишь кажущаяся, то есть, является иллюзией. Так ли это на самом деле, или это неверная трактовка, возникшая из-за недостаточного понимания или отсутствия собственного глубокого духовного опыта?

Свобода выбора и воли — иллюзия?

В упомянутых учениях утверждается, что весь воспринимаемый нами мир — это сон Сознания или сон Разума, где люди — всего лишь снящиеся персонажи, не обладающие свободой выбора и не имеющие свободы воли. Они созданы единым спящим Разумом и, как марионетки, не имеют никакой автономности или свободы (см. Жизнь как Игра Сознания). Другими словами, то, что является лишь материей и формой, снящейся Разуму (то есть, каждый отдельный персонаж — ум-тело-личность), не может ни изъявлять свободную волю, ни по-настоящему выбирать. И это верно, но это относится лишь к формам и механизмам, то есть, к иллюзорным образованиям внутри Сознания или Разума. Эти иллюзорные формы и механизмы созданы мыслями спящего Разума и, по сути, являются Его проекциями, подобно изображениям на экране. Другими словами, иллюзорные вещи не могут обладать ни автономностью, ни свободой, ни волей.

Но ты — не иллюзорная вещь, ты не форма, не механизм, не отдельное существо, являющееся жертвой других и мира, хотя ты и отождествляешься со всеми этими иллюзиями благодаря эго.

Ты — та часть спящего Разума, которая и создает все эти иллюзии, и отождествляется с ними.

Ты также та часть Разума, которую можно назвать Чистым Сознанием, которое выше этих ложных отождествлений. И здесь уже появляется некоторая свобода выбора.

Ты — то живое Присутствие, Я Есть, которое может осознавать себя как нечто за пределами иллюзорных форм, которое оно наблюдает.

И, еще выше, ты — чистая душа, являющаяся неотъемлемой частью Духа и/или Бога, как и все остальные существа. На этом уровне уже существует свобода воли, волеизъявление, которое отличается от свободы выбора внутри иллюзии.

Чтобы больше понять эти крайне важные и непростые моменты, прочитайте статью Есть ли свобода выбора у человека, тогда будет легче углубиться в разбор темы.

Как и чем формируется свобода выбора?

Начнем с более понятного — свободы выбора, и рассмотрим на простых примерах, как она возникает и формируется.

Как уже говорилось в статье "Есть ли свобода выбора у человека", выбор внутри иллюзорного мира происходит на уровне ума, и настоящей свободы здесь нет, поскольку ум — это механизм, работающий строго по программе и в рамках обусловленности — он выбирает среди иллюзий. Материальный ум обусловлен не только прошлым опытом (всем содержимым памяти, включая подсознание) и текущей ситуацией, но и сам по себе является лишь программой, поэтому ни о какой свободе здесь речь не идет. Ум может выбирать из нескольких вещей или вариантов, например, куда пойти, как одеться, что купить поесть, какую почитать книгу или посмотреть фильм, и т.д. Такой процесс выбора обычно полностью автоматический, если вы как живой наблюдатель не вмешиваетесь в этот процесс, о чем мы говорили в упомянутой выше статье.

Каждая новая информация и каждый новый опыт добавляется в память и затем учитывается в последующих выборах — так и формируется новый выбор, создавая впечатление, что свобода выбора расширилась или увеличилась. Но, на самом деле, расширилась лишь "база данных", а выбор как был автоматическим процессом, так и остался. Так что, на этом уровне есть лишь иллюзия свободы выбора, поскольку сам выбор полностью обусловлен. Это несложно понять, немного поразмышляв над этим.

Однако, поднявшись на уровень выше, уже можно по-настоящему выбирать — между иллюзиями и Истиной (см. предыдущую статью).

Настоящая свобода воли — выбор между иллюзией и Истиной

Итак, на более высоком уровне, выше механического ума и эго, находится тот ты, который является Чистым Сознанием, живым присутствием, свидетелем и выбирающим между иллюзией и Истиной.

Разница между Истиной и иллюзией хорошо описана в статье Техника рассоздания проблем и иллюзий, и я рекомендую эту разницу хорошо прояснить, чтобы дальше было понятно, о чем речь.

По сути, это единственно значащий выбор, поскольку на уровне ниже, где происходит автоматический выбор среди иллюзорных вещей, нет ни свободы, ни возможности ее обрести. А на уровне Я Есть можно выбрать в пользу Истины и тем самым выбраться из заколдованного круга иллюзий, проблем и страданий, создаваемых эго.

Как проявляется свобода воли

Рассмотрим примеры, как проявляется свобода воли, начиная с простых, чтобы это можно было использовать на начальных этапах практики и в повседневной жизни.

Итак, свобода воли подразумевает выбор между Истиной (Высшей Реальностью) и иллюзиями, и волеизъявление в пользу Истины может проявляться в разных формах. Например, думая, как поступить, мы можем опираться либо на эгоистические желания, либо на принцип "на благо всех". Мы можем рассматривать ситуацию или проблему либо с мирской точки зрения, либо с духовной. Мы можем принимать решения, опираясь либо на мудрость, либо на глупость. Мы можем поставить в центр либо себя, либо Истину. Мы можем действовать либо из любви, либо из страха. И т.д.

Если пойти глубже, мы можем выбрать покой или беспокойство. Мы можем выбрать очищаться или не очищаться. Мы можем выбрать доверие или недоверие. Мы можем выбрать духовность или материализм. Это уже более сложные для мирского понимания моменты, которые проясняются по мере работы над собой, и в этом могут помочь различные техники и практики, предложенные на сайте.

Ответственность за волеизъявление и выбор

Как мы уже поняли, механизмы не могут нести ответственность, поскольку они полностью обусловлены, но мы — не механизмы. В каждый момент времени и в каждой ситуации у нас есть возможность изъявлять волю или выбирать. Не зная, как правильно судить о чем-то или как поступить, мы всегда можем обратиться к Богу, Истине, Любви, Здравомыслию, Учителям, к различным духовным источникам — и это уже проявление свободной воли в пользу Истины. И каждый раз это приносит огромную пользу, сокращая наш путь к выходу из иллюзий.

Снятие с себя ответственности за волю и выбор опускает нас до уровня форм, что приводит к идее "я — жертва", а также к страданиям и болезням.

Если мы по привычке выбираем в пользу иллюзий, отвергая свое истинное Я и позволяя уму действовать автоматически, мы ответственны и за этот выбор, и за его последствия. Ответственность по сути означает причинность, то есть, если мне плохо, то причина этому — я, поскольку я сделал неправильный выбор. Никто другой не несет ответственность за мое состояние, поскольку никто другой не выбирал за меня в пользу иллюзий. Это бывает трудно принять, но это важно понять, хотя бы теоретически для начала. Каждый является причиной состояния, в котором находится, потому что состояние — результат собственного выбора. Перекладывание ответственности за свой выбор на других — это та же самая безответственность.

Важно понять суть: правильный выбор всегда приводит к большему покою, радости, гармонии, любви и счастью, что в итоге и приводит к Истине. Неправильный выбор — наоборот, приносит еще больше проблем, дискомфорта, негатива и страданий, что усиливает иллюзии. И эта ответственность за каждый сделанный выбор — наша.

Вы можете выбирать, и каждый ваш выбор имеет последствия, а, наблюдая эти последствия, можно понять, был ли выбор правильным, разумным. Для этого не требуется большая духовность или продвинутость: вы просто чувствуете по себе, был ли ваш выбор здравым, была ли ваша воля истинной. Истинная воля всегда приносит больше покоя, радости и гармонии всем, не только вам. И только через истинную волю можно прийти к Истине.

Кстати, вина и ответственность — это далеко не одно и то же, это совершенно разные вещи, но это уже другая тема, которую мы проясним в статье Вина и ответственность человека. Это важно понять и применять, поскольку вина ведет в одну сторону, а ответственность — в другую.