Просьба публикуемые цитаты выделять жирным шрифтом, чтобы не путать их с личными высказываниями и комментариями. Никаким другим образом их выделять не нужно, пожалуйста.
Несколько слов о книге - тем, кто решил почитать или послушать (онлайн по ссылке выше).
Начало книги немного затянутое, то есть, прежде чем мудрец Васиштха начнет передавать Раме духовное знание, придется прочитать/прослушать несколько вступительных глав. Все же их желательно не пропускать :)
Еще один момент - в разных переводах одно и то же понятие обозначается разными словами. Например, во многих цитатах, которые я выкладываю здесь, используется слово "разум" в значении "ум", также можно встретить слово "интеллект" в значении "разум", - это из-за немного некорректного перевода с английского. Но такие неточности большой роли для понимания сути не играют. Подробнее об этом моменте можно прочитать в начале книги, скачать которую можно по ссылке выше в формате doc.
Читая книгу, помните суть, что всё есть Сознание. Об этом вам периодически будет напоминать сам Васиштха
Четвертый – это обрывание оков тенденций и обусловленностей.
Счастье от осознания – шаг пятый, тут человек живет как бы в полусне.
Само-Осознание – это шестой шаг, в котором мудрец погружен в океан блаженства и живет как бы в состоянии глубокого сна.
Седьмой шаг – трансцедентальный, это само освобождение, в нем есть прекрасное единство и чистота, и помимо того оно вообще неописуемо.
Первые три состояния – это состояния «бодрствования». Четвертое – состояние дремы. Пятое – состояние глубокого сна, потому что оно полно блаженства. Шестое состояние недвойственного осознания. Седьмое – вообще ни словами сказать, ни пером так сказать. Тот, кто достиг такого состояния, становится чистым существованием вне субьектно-объектных разделений.
В едином бесконечном сознании возникает понятие, которое становится индивидуальным сознанием, и затем, становясь все более и более плотным, становится чувством эго, или умом, который позднее называется творцом Брахмой.
Такие понятия как "я" и "ты" утвердились в твоем сознании потому, что ты не пытался их исследовать. Если же их исследовать и понять их истинную природу, они очень скоро пропадают.
Только когда ум совершенно спокоен, когда ты полностью оставил все желания удовольствий, и когда чувства лишены способности приукрашать и прикрывать реальность, только тогда слова учителя правильно понимаются.
Будучи светом высшего Я, я открываю мои глаза и возникает вселенная, я закрываю глаза и вселенная прекращается. Колесо рождений и смертей всех существ держится на оси идей, мыслей и понятий. Когда это останавливается, прекращается и кажущийся мир.
Будучи непознаваемой внутренней сущностью, это чистое сознание воспринимается как познаваемый объект и приводит к появлению концепции интеллекта или сознания. В результате мгновенной концептуализации, это чистое сознание приводит к появлению концепции чувства эго («я знаю»).
То, что мы называем миром (самсарой) есть ни что иное, как изначальный сон индивидуального сознания Первого Существа (Господа Брахмы, создателя вселенной). Сон обычного индивидуального сознания не похож на сон этого существа – его сны ощущаются нами, как состояние бодрствования. Поэтому состояние бодрствования считается сном. Длинный сон индивидуального сознания мгновенно материализуется, хотя он нереален и нематериален. Индивидуальное сознание (душа) переходит из одного сна в другой внутри того сна (Брахмы), и по мере того, как восприятие сна как реальности становится гуще, оно ощущается как реальное, а реальное игнорируется как нереальное.
Гора, которую видишь во сне, кажется существующей в пространстве и времени, но это только кажется. Она не занимает никакого пространства, и ее создание и разрушение не занимает никакого времени. Точно также и в случае с этим миром.
Воистину, все это – высшее сознание. Однако, как волны поднимаются в океане, так разнообразие, называемое вселенной, поднимается в разуме. То здесь, то там сущность проявляется как кинетическая. В других местах она остается в своем статическом состоянии. Статичны инертные субстанции подобные камню, а кинетические – люди и т.д. Во всем этом всемогущее существование поддерживает понятие невежества и потому остается как бы невежественным. Так бесконечное одевается в одежды глупости, и это называется индивидуальным сознанием.
Время, пространство и другие факторы в этом так называемом создании (которое на самом деле является другим аспектом того же самого сознания) есть ничто иное, как сознание.
Все это существует всегда в своем потенциальном состоянии в массе однородного осознания. Космическое сознание едино и лишено множественности, а вселенная многообразия считается существующей только как понятие.
Естественная комбинация атомных частиц и молекул, (в которых обитает сознание) действует как бы разделяющей стеной, способствуя возникновению деления на «я», «ты» и т.д., и эти понятия потом начинают казаться снаружи сознания его объектами. На самом деле, все это – только отражения в сознании, которое, осознавая их в себе, накладывает на них их кажущуюся индивидуальность. Сознание воспринимает себя, и это осознание не отлично от самого сознания, - и отсюда возникают кажущееся чувство эго и т.д. Кристалл этого бесконечного сознания отражает свой собственный свет сознания, который присутствует во всех этих комбинациях атомных частиц, и потом они приобретают кажущееся собственное сознание и думают «я есть» и т.д. себе. Но сознание – это только сознание, думает ли оно о себе как о Шиве или как о маленьком индивидуальном сознании! Нет реальных и важных различий между индивидуальным и космическим существованием (индивидуальным сознанием и Шивой). Знай, что это все неделимое и единое бесконечное сознание.
Когда в бесконечном сознании сознание осознает себя как свой собственный объект, возникает семя идеи. Оно очень тонко. Но скоро оно разрастается и наполняет собой пространство, как будто оно есть на самом деле. Когда сознание погружено в эту идею, оно сознает объект как отличающийся от субъекта. Тогда идея начинает расти и шириться. Идеи размножаются сами собой. Это приводит к страданиям, не к счастью. Нет других причин для страданий в этом мире, кроме мысленных концепций и идей!
Когда высшее Я, забыв о своей сущности, идентифицируется с видимыми и ощущаемыми объектами, и таким образом загрязняется, возникает яд желаний. Желание усиливает заблуждения. Все ужасные страдания и несчастья в этом мире – результат желаний.
Первородный Создатель, по возникновении из лона бесконечного сознания, произнес звук «Брахма» - поэтому его называют создателем Брахмой. Сначала этот Создатель поддерживал понятие света, и появился свет. В этом свете он визуализировал свое собственное космическое тело, и проявился сам – от яркого солнца до разнообразных объектов, наполняющих пространство. Он подумал о том же самом свете как о бесчетных искрах, и эти искры стали разнообразными существами. Несомненно, что только этот космический разум стал Брахмой и всеми остальными существами.
Что этот Брахма создал в самом начале, то мы и видим до сих пор.Этот нереальный мир приобрел материальность из-за постоянно повторяющегося понятия о его существовании. Все существа в этой вселенной поддерживают его своими понятиями и идеями.Создав вселенную своей собственной силой мысли, Создатель подумал так: «Я создал все это силой небольшого волнения в космическом разуме. Мне этого достаточно, теперь он сам о себе позаботится. Отдохну-ка я». Раздумывая так, создатель Брахма успокоился – успокоился в самом себе в глубокой медитации.Затем, из сочувствия сотворенным существам, Создатель создал писания, ведущие к само-осознанию. Снова он погрузился в знание самого себя, которое вне всех концепций и описаний. Это и есть высшее «состояние Создателя».С тех пор созданные существа обретали характеристики того, с чем они ассоциировались. Ассоциируясь с хорошим, они становились хорошими, ассоциируясь с мирским, он становились мирскими. Так происходит привязывание к этому кажущемуся миру, и также происходит освобождение от него.Васиштха продолжил:После создания, этот кажущийся мир стал подобен кастрюле с супом, в котором живые существа продолжают всплывать и тонуть, с «желанием жить» в качестве связующей веревки. Эти живые существа появились в океане бесконечного сознания, как волны появляются в физическом пространстве; а потом проявились элементы воздуха, огня, воды и земли, потому что существа остановили на них свое внимание. Потом закрутился повторяющийся цикл рождений и смертей.Живые существа как бы спустились вниз с лучами луны, и вошли в растения и цветы. Они как бы стали плодами этих растений, плоды созревали от света солнца. Потом они были готовы для инкарнации.
Как океан существует в прошлом, настоящем и будущем как океан, и одна и та же вода принимает временно форму волны, так все это существует в космическом существе во все времена. Только дурак может думать «это – я» в отношении своего временного тела. Точно также разум был сознанием изначально, и он будет сознанием по окончании, после того как его природа и функция как разума прекратится; зачем же его называть как-то по-другому в середине, сейчас? Все эти события имеют только временную реальность, как сны, видения сумашедшего или пьяницы, оптические иллюзии, психосоматические болезни, эмоциональные расстройства и психотические состояния. Но, О разум, ты придаешь им иллюзорную постоянную реальность, как любовник страдает только от мысли о расставании с любимой.
Культивированием благоприятных качеств, все неверное знание постепенно пропадает, ум лишается желаний, освобождается от пар противоположных понятий, беспокойства, страха и непонимания. Затем ум остается в состоянии спокойствия и блаженства. Его не может запачкать чувство эго, нехорошие мысли и чувства, привязанности и страдания. Затем ум избавляется от своего жестокого сына, называемого сомнением, и его жены, называемой желанием. В этом есть своя ирония – пробужденный ум приводит к прекращению тех самых процессов (мыслей и желаний), которые способствовали его росту. Продолжая исследование своей истинной природы, ум оставляет свое отождествление и с телом. Глупый ум расширяется, но по пробуждении мудрости тот же ум перестает быть умом.
Когда разум привлекается в дела внешней объективной вселенной, он удаляется от бесконечного сознания. Но когда разум отказывается от субъектно-объектных взаимодействий, которые он имеет с миром, он сразу же поглощается бесконечным. Разум не существует вне бесконечного сознания – он не существовал вначале, он не будет существовать в конце и потому не существует даже сейчас! Тот, кто считает, что он существует, держит в своей ладони несчастья. Тот, кто знает, что этот мир на самом деле является высшим сознанием, не страдает более и этот мир дарит ему радость и освобождение.Разум является ничем иным, кроме идей и понятий – кто ж будет плакать и страдать, когда такой разум сгинет! Реальность есть сознание, которое существует между объектом и тем, кто его видит, эта реальность загораживается разумом и видна только когда разум пропадает.
Глядя на океан, ты видишь, что он местами спокоен и местами взволнован. Так и бесконечное сознание кажется разнообразным в некоторых местах, хотя само по себе оно не двойственно. Для всемогущего бесконечного сознания естественно проявлять все свое бесконечное великолепие.
Я опишу тебе еще раз, как создатель Брахма появился в бесконечном сознании, и ты увидишь, как бесчетные существа появились подобным же образом в этом сознании. Бесконечное сознание, лишенное времени, пространства и причинно- следственности, играючи все это принимает. Так появляется космическое существо, это космическое существо является также космическим разумом и космической жизнью.Это космическое существо намеревается ощутить звук, - и возникает пространство, которое передает звук. Оно намеревается ощутить прикосновение – и возникает воздух. Все это тонкое и невидимое. Желая видеть, этот космический индивидуум создает пламя, и огонь превращается в многочисленные источники света. Он намеревается ощутить вкус и прохладу, в противовес огню, - появляется вода. Затем, просто из-за желания ощутить запах, появляется земля со своей характеристикой запаха.Это космическое существо со всеми своими качествами по-прежнему чрезвычайно тонко и не отделено. Оно очевидно оставляет свою тонкость и воспринимает себя, как бесконечные искры в пространстве. Оно думает о себе, как о каждой из этих искр, возникает чувство эго. Это чувство эго также имеет присущий ему интеллект, и он представляет себе тело для себя, с помощью пяти космических элементов, которые я уже упомянул. Это тело рассматривается интеллектом как плотное, физическое и материальное, и оно и становится именно таким.Это космическое существо и есть Брахма. Кажется, что он создает все эти бесчисленные существа, и сам же сохраняет их. Сначала он возникает в бесконечном сознании, но потом как бы подчиняется само-ограничению и забывает свою бесконечную сущность, как во сне младенца во чреве матери, он идентифицирует себя с телом, поддерживаемым жизненной силой и состоящей из материальных субстанций. Потом он начинает интересоваться и исследовать свое происхождение, его истинная сущность ему открывается, и он освобождается от само-ограничения.
Это бесконечное сознание как бы примеряет на себя сущность индивидуального сознания, и забывая о своей истинной сущности, ощущает все, что считает существующим. Как для ребенка нереальный призрак в ночи является реальным, так индивидуальное сознание выдумывает пять элементов, которые и видит существующими. Нет ничего, кроме понятий индивидуального сознания, но индивидуальное сознание видит их, как находящихся вне его. Оно думает, что некоторые находятся внутри, некоторые снаружи. И так оно их ощущает.
Разнообразные объекты ограничены временем и простраством, которые сами по себе – только понятия о разделении в сознании, возникающие вследствие разделения сознания на субъект и объект. Такое разделение не существует на самом деле в сознании, превосходящем пространство и время.
Ум – это только движение в сознании. Неосознание этой истины и является видимостью мира! Неосознание этой истины усиливает движение мыслей в сознании. Так появляется замкнутый круг – невежество и умственная деятельность усиливают друг друга.
В высшей сущности, бесконечном сознании, это создание появляется только на миг. В этот миг возникает иллюзорное понятие, что оно длится очень долго. Создание потом кажется плотным и реальным. Эта вселенная существует как сон в сознании Создателя, и она ощущается как долгий период в сознании (сне) всех существ, которые снятся Создателю.
Из- за невежества, этот долгий сон кажущегося мира кажется реальным, и так появляется индивидуальное сознание. Но когда осознается истина, видится, что все это является сознанием.
Бесконечное сознание известно как индивидуальное, когда оно осознает само себя как объект благодаря собственным понятиям. Оно также известно как чистое сознание. Вездесущее чистое сознание называется индивидуальным сознанием, когда оно ощущает свое собственное существование.
Сознание дает результаты (последствия) тому, чьи действия возникают из личного убеждения, что «это делаю я». Когда в сознании нет такого убеждения, то же самое действие не приносит результатов (последствий).
Висвамитра (Вишвамитра) сказал всем: «Рама является высшей персонализацией Бога. Он является создателем, защитником и спасителем. Он проявляет себя по-разному, иногда как совершенно просветленное существо, иногда как глупец. Воистину, он есть бог богов и все божества являются его частичными проявлениями.
Добавлено (11.01.2016, 00:51) --------------------------------------------- Как нельзя отделить браслет от золота, волны от воды, так нельзя отделить и вселенную от бесконечного сознания. Только последнее является вселенной; вселенная как таковая не является бесконечным сознанием, как браслет сделан из золота, но золото не сделано из браслета. Как мы считаем человека и его конечности одним и тем же, так мы называем и присутствие бесконечного сознания как «все существа», но не подразумеваем при этом никакой разделенности. В этом бесконечном сознании есть свойство неузнавания своей собственной бесконечной сущности. Это проявляется в кажущихся «я» и «мире». Как скульптура уже существует в гранитной глыбе, даже если ее еще не вырезали, так и эти понятия «я» и «мир» уже существуют в бесконечном сознании. Как в спокойном море волны существуют в своем потенциальном состоянии, так мир существует в своем потенциальном состоянии в бесконечном сознании – и именно это и называется творением. Слово «творение» не имеет другого скрытого смысла. В высшем существе или бесконечном сознании нет никакого акта творения, и бесконечное сознание никак не вовлечено в творение. Они неотделимы друг от друга.
Добавлено (11.01.2016, 23:11) --------------------------------------------- Васиштха ответил: Неверное понятие, что этот мир реален, глубоко укоренилось из-за постоянных неверных допущений. Но это понятие может быть отвергнуто в тот самый день, когда ты обращаешься к компании святых и изучению писаний. Лучшим изо всех писаний является это. То, что найдено здесь, находится везде; то, что нельзя найти здесь, невозможно найти нигде больше. Однако, если человек не желает изучать это писание, он может изучать любое другое, - возражений нет. Когда это неверное понятие рассеивается и достигается истина, это осознание настолько пропитывает все существо, что человек думает только об этом, говорит об этом, радуется этому и учит этому других. Такие люди иногда называются просветленными при жизни.
На Всё Воля Всевышнего!
Сообщение отредактировал Yan - Вторник, 12.01.2016, 17:36
У входа в царство Свободы стоят четыре стражника. Это – спокойствие (само-контроль), дух познания, удовлетворенность и хорошая компания (мудрецов). Мудрый искатель должен усердно стараться завоевать их дружбу и расположение, или, по крайней мере, одного из них.
Успокоившийся ум достигает истины и высочайшего блаженства. Чистый, умиротворенный, спокойный, свободный от желаний и заблуждений, беспристрастный ум не отвергает ничего и ничего не жаждет. Спокойный ум — один из охранников у дверей освобождения, завоевав расположение которого, можно пройти в эти двери.
Раздумия (второй охранник у ворот освобождения) должны предприниматься умом, очищенным внимательным изучением писания, и эти раздумия должны быть непрерывными. Такими раздумиями оттачивается интеллект (разум) и получает возможность осознать высшее, поэтому раздумия – лучшее лекарство от долгой болезни самсары.
Как лампа даёт свет любому не спящему человеку, хочет он того или нет, так и это писание приводит к окончательному освобождению, желаешь ты того или нет.