Научный анализ техник

Автор статьи — Роман (контакты внизу), который изучил предложенные на сайте техники с точки зрения науки, и успешно опробовал их на себе.

Существует мнение, что к любому аспекту нашей жизни следует подходить с разных сторон, с целью получить многогранное понимание и более целостную картину мира. Это актуально для любой жизненной ситуации и для каждого объекта, в противном случае мы упускаем что-то важное, или крайне искаженно трактуем воспринимаемое.

Данная статья написана в логическом, строго материалистичном стиле. Она объясняет предложенные на этом сайте техники первого уровня, технику "Благодарения" и "Формулу счастья" с точки зрения конгнитивной, гешталь-психологии и нейрофизиологии. Здесь не будет сказано ничего о высших субстанциях и божественном свете, только строгое научное логичное объяснение.

Необходимость подачи информации именно в таком виде возникла в результате однобокого отношения к духовному поиску со стороны широкой общественности и вычленения всего, что связано с духовностью в область мистики. В результате в обществе развилось предвзятое отношение к различным духовным традициям, йоге в частности, как к чему-то фантастическому или сказочному.

Не имеет значения, что послужило причиной подобного расщепленного отношения к духовности. Здесь, чтобы посмотреть на духовный поиск с новой стороны, мы применим понятие "психотерапия".

Такое понимание сути дела крайне не полное и одностороннее, но дополняющее уже имеющееся у вас представление о механизмах работы предложенных на этом сайте техник. Фактически автор данной статьи предпринял попытку интеграции науки и эзотерики в широком ее смысле.

Подобные попытки предпринимались и раньше многими людьми, но единая, интегрированная система терминологии так и не возникла.

Итак, наука о душе была названа психологией, духовный подход к самопознанию и саморазвитию назвали эзотерикой, но в чем разница?

Научный анализ техник проработки дуальностей

Так, процесс возникновения и присутствия в вашем сознательном дуальности, как двух противоположностей, в когнитивной психологии называется когнитивным диссонансом. Основоположник теории когнитивного диссонанса является Л. Фестингер. Экспериментальным образом он показал, что наличие в сознании человека двух взаимоисключающих идей приводит к психологическому дискомфорту, что является мотивом для снижения степени диссонанса.

Так, например, мысли о том, что "курить вредно" и "курить хочется" можно представить в виде дуальности "курить — не курить". Этот внутренний конфликт приводит к сильному психологическому напряжению и истощению на уровне физиологии. Фестингер предложил несколько способов снижения степени диссонанса, но ни один из них не действует за рамками конфликтующих когнитивных структур (полюсов дуальности).

Техника же проработки дуальности, предложенная на данном сайте — это обычная медитационная (психотерапевтическая) практика концентрации, объектом которой является сама дуальность. То есть наблюдатель в данном случае помещается вне дуальной пары. С точки зрения нейрофизиологии — сознательно задействуется более высшие отделы головного мозга, позволяющие осознанно анализировать и концентрироваться на дуальности. Под более высшими отделами головного мозга понимаются его отделы, лежащие физиологически, а соответственно эволюционно выше тех, в которых располагаются конфликтующие когнитивные структуры.

Позднее нейрофизиологи выяснили, что при когнитивном диссонансе гипоталамус — особый отдел головного мозга, выделяет вещества, блокирующие деятельность высших отделов головного мозга, отвечающих за осознание. В работе остаются все структуры головного мозга не выше лимбической системы, которая отвечает за запоминание и воспроизведение информации из памяти. В таком состоянии человек наиболее подвержен программированию, так как является менее осознанным. Этим пользуются политики и рекламщики.

В случае применения техник первого уровня "Проработка дуальностей" высшие отделы головного мозга запускаются сознательно, что дает возможность наблюдать, анализировать и осознавать процессы, происходящие в структурах головного мозга, расположенных ниже.

С точки зрения гештальт-психологии каждый полюс дуальности — это установка, или качество определенной субличности. Теория гештальт-психологии предусматривает, что личность человека не целостна, а расщеплена на некие структуры — субличности, каждая из которой имеет свой определенный набор качеств, свой собственный характер и мировоззрение. В каждый конкретный момент времени доминирует определенная субличность, обычно это Контролер, или Критик. Проявление различных субличностей легко проследить, когда человек меняется на глазах, меняя собеседника, или является, по сути, разной личностью в разных жизненных ситуациях.

Позднее психологи назвали это явление социальной шизофренией, которая в той или иной степени присуща более, чем 95% населения планеты.

Актуализация же дуальности говорит о том, что две субличности вступают в конфликт за проявление, или доминирование. То есть в конкретной ситуации человек не способен осознанно решить Плакса он, или Смелый.

Техника проработки дуальностей позволяет запустить в работу высшие отделы головного мозга и осознать внутренний конфликт. То есть подчинить конфликтующие субличности более общей когнитивной структуре, которую Джон Лилли в своей монографии Программирование и метапрограммирование человеческого биокомпьютера назвал метапрограммистом.

Научный анализ техники "Формула счастья" и "Техники благодарения"

Теория "Техники благодарения" и "Формулы счастья" начинается с понимания того, что наши эмоции не существуют вне нас. Квантовые физики доказали, что все вокруг нас и мы сами — это энергия. Не существует пространства и времени, есть лишь энергия. Воспринимая внешний стимул, мы преобразуем его в химический, а затем в электрический, и это только на уровне рецептора. Стимул еще несколько раз преобразуется в химический и электрический при переходе от одного нейрона к другому. И далее, мозг, получив неоднократно преобразованный стимул, основываясь на него, строит картину миру, которую мы наблюдаем. Вот так мы далеки от истинного восприятия реальности.

Наше окружение нейтрально и только мы выбираем, как реагировать на него, испытывая положительные или отрицательные эмоции. Но не всегда человек способен осознать, что он хозяин своих эмоций. И если, в результате когнитивного диссонанса, высшие отделы мозга заблокированы, то человек не способен наблюдать и осознавать свои эмоции, он полностью погружен в них и отождествлен с ними. Чем это опасно?

Наш мозг — это миллионы нейронов, которые состоят из тел нервных клеток, образующих в совокупности серое вещество, и их длинных отростков, которыми они соединяются друг с другом — аксонов, образующих в совокупности белое вещество мозга. Так, каждая эмоция и мысль — это активация определенной цепочки нейронов нервными импульсами. Наш мозг не статичен, он меняет свою структуру, размыкая те нейронные сети, которые не используются, и образуя новые.

Таким образом, те эмоции, которые мы испытываем чаще всего, возникают далее проще, так как нейронная цепочка, соответствующая этой эмоции, все более и более закрепляется. Испытывая же определенные эмоции осознанно, мы можем закреплять их. Мы закрепляем чувство благодарности, осознанно вызывая и испытывая его. Тоже касается и чувства счастья, но вызвать его не просто. Мы не так часто бываем счастливы, чтобы просто вспомнить и ощутить это состояние. Поэтому в "Формуле счастья" мы визуализируем счастливого человека, а особые нейроны, названные зеркальными, перенимают это состояние от образа, который мы создали. "Формула счастья" — это психотерапевтический прием, позволяющий ощутить снова и, тем самым, закрепить нейронную цепочку, соответствующую состоянию счастья.

Напротив, неосознанно испытывая негативные эмоции, закрепляя соответствующие нейронные цепи, человек может быстро скатиться в депрессию и пребывать в ней длительное время.

Ну и по принципу обратной связи, когда мы испытываем благодарность и счастье, мы более спокойны и умиротворены. Соответственно наша жизнь и ситуации, составляющие ее, воспринимаются нами, как более позитивные и положительные, хотя и не перестают быть нейтральными.

Для того, чтобы быть счастливым, достаточно просто быть счастливым!

Будьте осознанно счастливы и благодарны!

За ссылками на использованные источники обращаться:

roman1887@mail.ru Роман (автор статьи)

Обсудить на форуме: Научный анализ