Не верь никому и ничему

Мир существует с вашего согласия.

Изымите свою веру в его реальность,

и он рассеется, как сон.

— Нисаргадатта Махарадж

Есть два пути к просветлению. Первый — путь веры, второй — путь исследования.

Первый из них, путь веры, подразумевает, что вы внимательно слушаете Гуру и с верой следуете его наставлениям, выполняя ту или иную практику поклонения (служения) Богу, Истинному Я. В индуизме этот метод называется бхакти — путь культивирования любви к Богу посредством служения Ему, на основе веры в слова Гуру и священных писаний. К этому виду практики больше склонны люди эмоциональные, которые могут принимать на веру и не переживать, что существование объекта веры еще не доказано ими самостоятельно. В конечном итоге, по мере практики, все ваши интересы настолько сосредотачиваются исключительно на Боге, на Высшем Я, и ум становится настолько однонаправленным (не имеющим других интересов), что "ложное я" растворяется в Высшем, Истинном Я, в Единстве, в Боге.

Второй путь — это путь самостоятельного исследования, где слепая вера не приветствуется, и где всё, абсолютно всё, нужно ставить под сомнение. Всё нужно исследовать самостоятельно, не принимая слепо чей-либо авторитет, в том числе авторитет своего собственного ума, что, наверное, труднее всего. Не верь уму своему — один из принципов этого пути. Это путь гьяны (джняны, дхьяны) — путь знания, обретаемого исследованием и анализом. Конечно же, здесь тоже есть Гуру, которые дают знания (как указатели на Истину), но от вас не требуется вера, от вас требуется собственное исследование и анализ. К этому виду практики больше склонны интеллектуалы, для которых слепая вера неприемлема, в связи с чем поклонение Богу кажется им чем-то "не тем". Такие люди склонны к глубокому анализу, медитации, они требуют фактов и доказательств, и удовлетворить их могут только собственные реализации, а не чьи-то красивые слова и обещания.

Оба пути ведут к одной и той же цели.

Также путь может быть смешанным, что тоже нормальное явление, так как на самом деле бхакти дополняет гьяну, а гьяна дополняет бхакти — это две стороны одной медали. И то, и другое является поклонением (служением) Высшему Я: хоть культивируемая любовь к Богу, хоть исследование Его энергий (всего проявленного) в попытке обнаружить Источник, Высшую Реальность. И то, и другое приводит к Истине. Совмещать оба пути в любом соотношении — тоже хорошо.

Я пробовал и то, и другое. Как по мне, практика исследования находится на более высоком уровне, чем практика поклонения на основе веры, но вместе с тем я прекрасно понимаю, что большинству людей практика поклонения ближе, проще и понятнее. Адвайта-веданта (учение об адвайте, недвойственности) считается высшим знанием, в то время как поклонение божествам обычно не дает знания адвайты, фиксируя человека в иллюзорной двойственности на весь период практики, пока не произойдет самопроизвольное постижение Единства. С другой стороны, на пути гьяны, сухое интеллектуальное понимание адвайты (без постижения ее) может сделать человека "черствым умником" с раздутым от полученного знания эго, что лишит его возможности постичь Истину. Везде есть свои моменты. Но это не столь важно, так как ваш успех на пути к просветлению зависит лишь от искренности намерений. Если вы искренне хотите Истину и не удовлетворяетесь чем-то меньшим, Она будет вашей, независимо от пути, по которому следуете, и независимо от каких-либо обстоятельств. Можете считать это официальной гарантией :)

Здесь у нас по большей части путь самоисследования, поэтому вы не должны слепо верить тому, что я говорю. Не верьте никому и ничему, всё проверяйте сами. Будьте честны с собой, отделяя доказанные лично вами факты от привычных верований, даже очень убедительных и "авторитетных". С другой стороны, не переживайте, если в какие-то моменты вы что-то примете на веру без проверки. Потому что со временем все без исключения ваши верования и убеждения пройдут проверку "огнем и мечом". Всему свое время. Иллюзии растворятся, Истина восторжествует. Это неизбежно. Что не может не радовать, не так ли?