Устранение двойственности. Техники

Техника устранения двойственности, которую я даю ниже — это техника просветления, которая устраняет видимость разделенности, создаваемую разделяющим умом.

Ум разделяет всё на "я" и "не-я", тем самым создавая отождествленность, двойственность и множественность, и эти разделения кажутся реальными, но лишь до тех пор, пока видимость двойственности не устранена.

С помощью техники устранения двойственности можно аннулировать разделяющее действие ума (увидев иллюзорность разделения) и тем самым осознать, что, на самом деле, всё едино и неразделимо, и это осознание является просветлением.

Прежде чем перейти к технике, стоит упомянуть философию одновременного тождества и различия, которую сформулировал Шри Чайтанья, который считается воплощением Бога, и который посещал нашу планету около 500 лет назад. Его философия, описанная на форуме самопознания в теме "Одновременное тождество и различие" указывает на то, что Творец (Источник) и Его творение одновременно едины (в основе своей) и вместе с тем имеют воспринимаемые различия; то есть, кажущаяся двойственность создается только на базе недвойственности. Другими словами, всё состоит из одного вещества (см. Игры Сознания), но имеет разные формы проявления. Это как изделия из золота — все они состоят из одного и того же материала, но внешне выглядят по-разному. Если смотреть на формы, ты мы видим разные объекты, если же переключить внимание на исходный материал и исследовать его, окажется, что все эти вещи созданы из одного и того же — так устраняется иллюзия двойственности, иллюзия отдельных и независимых друг от друга объектов, существ и явлений.

То же самое касается и всего остального: вы можете воспринимать объекты (что-либо в потоке восприятий) только потому, что в основе своей и вы и эти объекты состоят из одного и того же "материала" — сознания. Если бы не было этого общего знаменателя у воспринимающего и воспринимаемого, восприятие было бы невозможным. На самом деле, восприятие первичнее разделения на воспринимающего и воспринимаемое, так как разделение создается умом только при наличии восприятия. Это доказывается тем фактом, что многие ищущие и практикующие иногда переживают опыт Единства, недвойственности, когда разделяющий ум временно отключается, и в такие моменты нет ощущения отдельного "я" и отдельного "не-я" (чего-то отличного и отделенного от "меня"). Разделение существует только на уровне ума — как идея (приводящая к временному переживанию множественности), но не как реальность. Такие моменты самопроизвольного устранения иллюзорной двойственности часто бывают во время духовных практик и медитаций, но также случаются сами по себе и в обычной повседневной жизни. На самом деле, это случается у каждого человека ежедневно и много раз, и это можно обнаружить, если быть внимательным, но проблема в том, что эти случаи обычно не регистрируются умом, потому что в такие моменты ум отключен, а когда включается снова, он не обращает внимания на произошедшее. Обычному человеку "по умолчанию" (по привычке) кажется, что разделение на "я" и "не-я" реально, но сама эта двойственность создается или воссоздается не так уж часто, как нам кажется. Попробуйте вспомнить конкретные моменты сегодняшнего дня, когда вам было абсолютно очевидно, что есть "вы" и есть "не-вы", и вы обнаружите, что таких моментов (с явным однозначным разделением) было не так много, как вам казалось до этого исследования.

Техника устранения двойственности

Эта техника не для новичков. Нужно быть хоть немного в теме адвайты (недвойственности) и иметь за плечами опыт работы в этом направлении. Если вы никогда ранее не занимались подобного рода проработками, это может быть сложно, непонятно и казаться неработающим или малоэффективным. В таком случае, вы можете выбрать более подходящие техники из обзора практики. Вообще, эта техника предназначается для третьего уровня, где она является альтернативой другой похожей практики. Те, кто не проходил первые два уровня, могут обнаружить, что все не так просто и быстро, как хотелось бы. Это потому, что ум еще сильно загрязнен различными концепциями и верованиями, которые базируются на идее множественности и укрепляют ее.

Даю несколько формулировок, из которых вы можете выбрать для себя наиболее понятную или удобную. Все они, по сути, означают одно и то же, хотя имеют разные оттенки. Вам нужно понять суть; формулировка не столь важна, как понимание ее сути.

  • Я и ЭТО нераздельны.
  • Я и ЭТО едины.
  • Я и ЭТО — единое Сознание.
  • Я и ЭТО — одно.
  • Я и ЭТО — из одного материала.
  • Я и ЭТО — из одного источника.

Вместо слова "ЭТО" вы подставляете то, что кажется вам отдельным от вас, "не-вами", и внимательно, неспешно, осознанно повторяете выбранную формулировку снова и снова, наблюдая реакции ума, но не придавая им значения, принимая их как есть. Делаете эту технику до тех пор, пока кажущаяся двойственность не будет нейтрализована или устранена. В конце выполнения техники должно быть осознание одновременного тождества и различия, о чем говорилось выше. Это сопровождается спокойствием ума, удовлетворенностью, умиротворенностью, также могут быть яркие, радостные и неописуемые переживания Единства.

Пример проработки. Например, вы решили устранить двойственность между "я" и "внешний мир". Это очень высокий уровень проработки, у новичков это не сработает, так как требует достаточной чистоты (ясности) и спокойствия ума, и хотя бы небольшой теоретической подготовки (пару-тройку книг по адвайте). Вы подставляете вместо слова "ЭТО" выбранный "объект" и получаете, например, следующую формулировку: "Я и внешний мир — едины". Повторяя эту фразу (вслух или мысленно) в спокойной обстановке, где никто и ничто не отвлекает, вы поочередно концентрируете внимание на "я", затем "на внешнем мире", затем на идее, что эти две названные "вещи" — "едины". То есть, вы медленно и осознанно повторяете формулировку, снова и снова, наблюдая реакции ума на происходящее, но не придавая им значения. И делаете это до указанного ранее результата, пока двойственность не будет устранена, что сопровождается осознанием одновременного тождества и различия, а также спокойствием или позитивными эмоциями переживания единства. Это может занять немало времени, в зависимости от темы проработки, чистоты ума, уровня осознанности, искреннего интереса к проработке и других факторов.

Как это работает

Не следует думать, что это аффирмация, визуализация или мантра. Техника устранения двойственности не предназначена для смены верований (утверждения концепции единства), она лишь подвергает исследованию видимость разделенности, и когда двойственность видится в истинном свете (как видимость), она перестает восприниматься как реальность — устраняется ее гипнотизирующее влияние.

Когда вы внимательно и осознанно произносите фразу (формулировку), что происходит? Вы концентрируетесь на изначальном единстве (даже если не верите в его истинность). При этом разделяющий ум выдает вам противоположную концепцию — что, якобы, есть двойственность. Ум будет приводить аргументы в пользу двойственности и доказательства ее кажущейся реальности. Все эти всплывающие вещи не нужно ни отвергать, ни принимать: они просто оставляются в покое. А вы снова и снова осознанно и внимательно произносите формулировку и наблюдаете новые реакции ума. С каждым разом реакция ума будет чуть слабее, по крайней мере, такова общая тенденция во время проработки. Ложь не может победить истину, если продолжать утверждать истину достаточное количество времени и внимательно наблюдать за всплывающей ложью, принимая ее как есть. Подобным же образом работает Медитация на чистое сознание. Немного другой подход описан в статье Стирание границ и достижение Единства.

Еще раз хочу подчеркнуть: вы не занимаетесь убеждением (или переубеждением) себя в том, что всё едино. Вам не обязательно в это верить во время проработки, и ваша цель не в том, чтобы поверить в это в конце. Вы используете утверждение (которое ближе к истине) как инструмент, а ум в ответ использует свою концепцию двойственности, и, по мере проработки, благодаря вашей осознанности и принятию как есть, ложь разделяющего ума рассеивается, что и приводит к устранению двойственности. И это не значит, что в этот момент вы стали верующим в единство, потому что в конце проработки не остается никакого отдельного вас, который мог бы во что-то (другое и отдельное) верить или не верить. В единстве нет никакого "я" и нет "чего-то еще", вся разделенность полностью устраняется.

Основополагающий принцип этой техники — осознанность сжигает ложь; то есть, в данном случае, осознанность устраняет ложную двойственность. И этот же принцип сжигания лжи осознанностью лежит в основе всех остальных техник и медитаций (за исключением тех методов, которые работают с подсознанием и/или на уровне подсознания).

Напоследок нужно еще раз сказать, что двойственность между непроявленным сознанием (Абсолютом, Источником) и проявленным — тоже полностью иллюзорна, и рано или поздно она тоже будет устранена. Это всё — одно и то же Сознание (или как бы вы это ни назвали); просто в состоянии покоя Сознание не проявляет и не осознаёт себя, а в состоянии проявленности воспринимает себя не тем, чем является на самом деле, ложно отождествляясь и противопоставляясь чему-то "другому". Это и есть Игры Сознания, и выходом из них является устранение кажущейся двойственности. Это настолько просто.

Для тех, кто уже пришел к пониманию этой простоты и единства, но еще периодически вводится в заблуждение идеей ума о множественности, есть очень простая техника.

Это всё — Я

Данная техника устранения иллюзии множественности выполняется при неспешной прогулке, желательно на природе, где не так много людей. По мере всё большего осознания адвайты, эту технику можно делать и в любых других условиях, в том числе там, где большое скопление людей и много движения.

Вы просто смотрите на всё окружающее, и вслух или мысленно неспешно повторяете "Это всё — Я". Обратите внимание, что "Я" написано с большой буквы. Это не то личностное маленькое эгоистичное ложное я, которое обычно подразумевается под словом "я". Это истинное Я, которое всегда непроявлено, а сейчас еще и проявлено — как всё сущее, кажущееся множеством отдельных существ, объектов, событий и явлений. Есть только одно Истинное Я; углублению этого осознания и посвящена данная техника. Здесь нет места маленькому "я", и это нужно понимать (хотя бы интеллектуально), выполняя данную технику.

Другая разновидность этой техники для устранения ложной двойственности — "Всё есть Я". Просто другая формулировка, при сохранении той же сути. Делайте, как вам больше нравится.

Обсудить на форуме

Следующая страница сайта: Этика и мораль