Схема Бытия. Всё есть Сознание

Эта вселенная существует как сон в сознании Создателя,

и она ощущается как долгий период в сознании всех существ,

которые снятся Создателю.

Прежде чем перейти к схеме бытия, ответьте себе на вопрос: осознаёте ли вы тот факт, что вы осознаёте? Другими словами, осознаёте ли вы себя кем-то (или чем-то) осознающим, неким осознающим существом? Скорее всего, если вы поняли вопрос, ответом будет "да". При этом не столь важно, отождествляете ли вы себя с телом, умом или чем-то еще. Если вы осознаёте себя сознанием (пусть даже облаченным в форму), вам будет не сложно понять ту схему, которую я описываю дальше. Если же с самоосознанием трудно или непонятно, попробуйте эту медитацию самопознания.

В индуизме есть такое понятие, как "Брахман" — чистое сознание, Абсолют, Источник, первооснова всего. Вечный, неизменный, неограниченный, недвойственный и непостижимый Брахман, он не имеет никаких свойств и характеристик. Находясь в своем вечном изначальном статичном состоянии, он не осознает даже собственного бытия. И это — сознание в самом чистом виде. На сайте я называю это термином "Непроявленное Сознание", так как оно неподвижно (в состоянии статики) и потому невоспринимаемо. А так как оно невоспринимаемо, то, соответственно, и непостижимо. Это не объект, это субъект.

Как же возникает проявленный мир? Очень хороший вопрос. В качестве ответа можно найти в священных писаниях различные концепции, которые на время могут удовлетворить пытливый ум, но на деле ни одна из них не может быть доказана. Здесь я предложу на рассмотрение схему бытия, которая, возможно, упростит и относительно прояснит ваше понимание устройства мира. Нужно двигаться от сложного к простому, потому что Истина проста, а все сложности — от ума.

Суть такова: Брахману снится сон. Сон — это сравнение, которое кажется наиболее подходящим, о чем также говорят различные священные писания. Брахман как бы проявляет себя, "приходя в движение", подобно тому как безмятежный океан проявляет себя на поверхности в виде волн. Образно говоря, статика (неподвижное непроявленное сознание) переходит в кинетику (проявленное подвижное сознание). Следует заметить, что статика при этом никуда не девается — океан в глубине своей так и остается неподвижным. Движение (проявление) есть только на поверхности. Другими словами, всё есть Сознание — хоть проявленное, хоть непроявленное.

Первое проявление — осознание бытия. Это универсальное безличностное чувство "Я есть" — как слегка взволнованная поверхность океана. Не как слова, а просто как чувство. Небольшое движение на поверхности дает возможность самоощущения, самоосознания, чего нет в статичном состоянии. Это легкое движение — чувство "Я есть" — первично, в нем еще нет никаких представлений по поводу того, чем конкретно я являюсь. Просто осознание бытия, чувство присутствия, не более.

То же самое чувство — "Я есть" — присуще и душе (индивидуальному сознанию, Атману), которую можно сравнить с одной из волн. Волна (душа) состоит из того же материала, что и вода океана (сознание), и ей присуща та же характеристика — вода (сознание). Все души качественно равны, между ними изначально нет отличий — каждая из них есть сознание, осознающее свое существование (здесь еще нет отождествления с чем-либо). Поэтому говорится, что Атман (душа) и Брахман — это не две разные вещи. Ради понятности схемы, можно сказать, что Брахман плавно переходит в Атман (частично проявляется как Атман), подобно тому, как масса воды океана частично становится волнами.

Заметьте, что каждая волна (душа) не является независимой — ни от общей поверхности океана (общего чувства "Я есть"), ни от общей массы воды (изначального непроявленного Брахмана). Вода (Брахман) не перестает быть водой, проявляя себя на поверхности как временно существующие волны (души).

Таким образом, благодаря данной схеме бытия, мы приходим к фундаментальному выводу — индивидуальное сознание (душа, Атман) не отлична от единого сознания (общего "Я Есть") и от изначального Непроявленного Сознания — Брахмана. Что же теперь делать с кажущимися отличиями — что у волны есть форма, а общая масса воды (Брахман) — бесформенна? А нужно ли с этим что-то делать? Если вы видите отличия и осознаёте их как просто временную видимость (что достигается при просветлении), то эта видимость больше не вводит вас в заблуждение. Океан осознаёт сам себя, увидев себя в каждой волне. Сознание узнаёт себя во всём воспринимаемом.

Итак, мы начали с того, что Брахману снится сон. Брахман вечен, сон временен. Поэтому под термином "Высшая Реальность" следует понимать Неизменную Истину, и это — вечный Брахман, а не его временный сон, являющийся проявлением Брахмана. Конечно, для обычного человека всё наоборот — этот воспринимаемый мир реальнее, чем Брахман — но это тоже временно: по мере очищения сознания, ваше понимание будет углубляться и приближаться к Истине.

Далее Брахман воспринимает себя (в своем же сне) как каждое отдельное существо, включая нас с вами как людей, а также животных, птиц, рыб, растений и т.д., где, возможно, и нет самоосознания, но есть восприятия. Так Он проявляет и переживает Себя же в различных формах и состояниях. Всё это мироздание создано из одного "материала" — Брахмана, Сознания. Этот мир можно назвать воображением, майей, матрицей, сновидением, лилой, галлюцинацией или как-либо еще, но нужно понять: из чего состоит это творение Брахмана, если нет никакого иного "материала", кроме Брахмана? Поэтому можно сказать, что всё состоит из Сознания, всё является Сознанием — в том или ином виде.

В статье Игры Сознания описано дальнейшее развитие событий, но описано с точки зрения концепции, что Жизнь — это Игра Сознания. Здесь же я хочу дополнить схему Игр Сознания уточнением, что эта игра — снящаяся, воображаемая, так как реальных отдельных и независимых игроков нет, потому что только Брахман реален. Конечно, у обычного человека "по умолчанию" есть чувство отделенности, автономности, независимости существования (оно возникает благодаря ложному эго — неверному отождествлению себя с телом-умом-личностью), и это чувство автономности, совместно с другими иллюзиями, создает ощущение игры. Иначе, если бы Брахман осознавал себя во всех, у него бы не было чувства игры, не было бы интереса к ней. Играть самому с собой — не интересно. Правда же?

В связи с этим нельзя не упомянуть философию одновременного тождества и различия, которая утверждает, что, несмотря на видимость множества и разнообразия всего, всё едино: Творец и сотворенное суть одно, хотя и воспринимаются как отдельные и разные вещи. И для ума это непостижимо. Всё есть Сознание, и от того, что Оно проявляет себя по-разному, Оно не перестает быть Сознанием. Это всё — Брахман.

А теперь давайте снова вернемся к уточнению — эта игра лишь снящаяся, и она нереальна ровно настолько, насколько нереальны временные отождествления Брахмана с каждым игроком (телом-умом-личностью). Тем не менее, отождествления воспринимаются как настоящие, реальные, не так ли? И чем сильнее кажущееся отождествление с конкретным телом-умом-личностью, тем более реалистичной кажется игра и проявленный мир — со множеством таких же "отдельных независимых игроков". Такова сила Майи, Великой Иллюзии. В момент осознания Единства — адвайты — чувство себя как отдельного независимого игрока исчезает, как и всё напряжение, которое снящийся игрок испытывал в повседневных ежеминутных расчетах и попытках выиграть. Это называется освобождением.

Помните, что данная схема бытия — лишь очередная концепция, и она не может быть доказана на уровне ума, как, впрочем, и любая другая схема. Но, возможно, она упростила или прояснила ваше текущее понимание. Если же наоборот, всё запутала, это тоже хорошо — тогда вы можете выбросить всю эту путаницу целиком, потому что она не содержит ничего ценного — одни лишь недоказуемые концепции. В конечном итоге, вам нужно самостоятельно всё исследовать, чтобы выйти за рамки концепций и осознать Истину.