Адвайта, учение о недвойственности, недуализме

Существует четыре мировоззрения или четыре уровня опыта, которые в мире отражены в виде учений. Одно из них – адвайта, учение о единстве или недвойственности, которое, несмотря на популярность в духовных кругах, не является целостным учением и не отражает окончательную истину.

Чтобы получить полную и понятную картину всего, нужно последовательно рассмотреть все четыре учения, отражающие тот или иной опыт или мировоззрение:

  • дуализм,
  • полудуализм,
  • недуализм (адвайта или недвойственность),
  • чистый недуализм.

Каждый ищущий, практикуя и получая новый опыт, проходит через все четыре мировоззрения, иногда прыгая от одного к другому, пока на более высоком уровне не произойдет закрепление. Каждый новый уровень приносит существенное изменение мышления и последующий за ними опыт, поэтому одни и те же писания или концепции на каждом уровне воспринимаются и интерпретируются по-разному.

Для более полного понимания данного материала рекомендуется прочитать предыдущие статьи на сайте.

Дуализм: двойственность, множественность

Дуализм – привычное для человечества мировоззрение, самый нижний уровень иллюзий, где царит эго и эгоизм, материализм и страдания. На этом уровне ты считаешь и чувствуешь себя отдельным существом (телом-умом-личностью) и веришь, что другие – такие же отдельные материальные существа. Тебе кажется, что ты живешь в мире пространства и времени, будучи порождением этого мира (тебя родили, и ты умрешь), твой ум – это мозг, а твоя личность – это особенности тела-ума. Ты свято веришь во всё это. В мире много всего, и оно воспринимается отдельным от тебя.

Если ты веришь в Бога, то на этом уровне Он тоже кажется отдельным от тебя и чем-то очень далеким, и на Него часто проецируются противоречивые человеческие качества, например, прощающий и ненавидящий, любящий и карающий и т.д. (см. Уровни сознания). Поэтому здесь Бога чаще боятся, чем любят. Для этого уровня также характерно отсутствие осознания своей духовной природы. Зато есть сильная вера в различные ложные убеждения и отстаивание их как чего-то реального и ценного. При таком мировоззрении у человека возникает много проблем и страданий различного рода, поскольку эгоизм и счастье несовместимы. Здесь и начинается путь самопознания, когда человек желает освободиться от страданий или же начинает интересоваться Истиной, поскольку начинает признавать, что он ничего об этом не знает.

Полудуализм

Полудуализм – чуть более продвинутый уровень и мировоззрение, где человек уже принимает некоторые истинные идеи. Например, он может уже принять, что в основе всего многообразия мира (двойственности и множественности) есть нечто общее. Он может допустить и получить опыт, что он – нечто большее, чем тело, ум и личность, которыми он себя считал и ограничивал на уровне дуализма. При полудуализме формы материального мира (объекты, тела, явления и т.д.) все еще кажутся реальными и отдельными, но уже допускается, что есть более глубокая реальность, более тонкая и более стабильная, и что ничто не случайно и всё между собой как-то взаимосвязано.

Также на этом уровне гораздо легче принять идею, что Бог есть чистая любовь, и Он не содержит в себе противоположность любви. У Бога нет раздвоения личности, потому что Он – не личность. Это может вызвать множество новых вопросов, исследование которых приводит к осознанию, что Бог не мог сотворить мир страданий, и, следовательно, видимый глазами мир не был создан Богом. На уровне полудуализма мир всё еще кажется отдельным от тебя, как и Бог, но страха перед Богом или Истиной уже меньше, а работа над собой приносит все больше результатов. Причины проблем и страданий ты начинаешь искать в себе, а не в других или Боге. И находишь, и устраняешь. Мышление, мировоззрение и поведение существенно меняются к лучшему. Так, постепенно, по мере очищения ты подходишь к следующему этапу – постижению недвойственности, единства.

Недуализм, адвайта, недвойственность

Недуализм – это уровень, на котором находится нео-адвайта, утверждающая, что всё в этом мире едино, всё есть Сознание, или всё есть Брахман. Учение нео-адвайты подробно рассматривается в книге Просветление за полчаса, как и во множестве других книг по адвайте или недвойственности. Суть учения адвайты очень проста: всё есть Единое Сознание, которое является и источником, и свидетелем, и "материалом", из которого создано всё воспринимаемое, находящееся в этом же Сознании. Мы разбирали это в статье Жизнь как Игра Сознания. Сюда же входят все так называемые индивидуальные сознания, которые кажутся отдельными и независимыми. Так вся двойственность и множественность иллюзорного мира сводится к своей недвойственной основе, Чистому Сознанию, которое временно принимает различные формы, затем снова растворяя их в себе. По этой теме посмотрите также медитацию Всё есть Бог, где всё кратко и по существу. В нео-адвайте постижение единого сознания называется словом просветление, но это еще не полное просветление, не окончательное.

В некоторых учениях Сознание называют словом Разум, и это тот Единый Разум, который, находясь за пределами пространства и времени, посредством мыслей создает весь этот мир иллюзий. На уровне недуализма происходит постижение своей духовной природы и избавление от всех оставшихся ложных отождествлений. Дух всегда за пределами Разума, создающего иллюзорный мир. На этом уровне окончательно постигается, что "бог", который создал этот иллюзорный мир – это Разум или Сознание, а настоящий Бог не имеет никакого отношения к снящемуся миру иллюзий, поэтому страх перед Богом окончательно исчезает. Подробнее обо всём этом – во многих других материалах сайта. Таким образом, популярная ныне нео-адвайта является по большей части мирским учением о единстве, что становится понятно на фоне учения о чистом недуализме.

Чистый недуализм

Чистый недуализм – это уже уровень Абсолютной Истины или Бога, и слово "уровень" здесь уже не очень уместно, поскольку в Истине нет уровней или разделения, нет вообще никаких иллюзий. Умом этого не понять, поскольку Истина за пределами ума, а думающий ум – часть иллюзии, часть сна. И этот ум может мыслить только в терминах разделения и дуальности, двойственности или множественности. Но все же попробуем как-то обозначить истинную суть учения недвойственности или чистого недуализма.

Мир иллюзий со всей его двойственностью и множественностью нереален, его не существует в Реальности. Нет никаких людей, форм, явлений и событий в пространстве-времени. Нет ни пространства, ни времени. Нет даже того Разума, который, как казалось, создавал сон, называемый словом "Жизнь". Нет Сознания, в котором этот сон воспринимался. Есть только то, что Едино, вечно и бесконечно – Истинное Я. То, что всегда и везде, даже если мы не воспринимаем этого. То, что блаженно и радостно; безусловная любовь; Бог или Абсолютная Истина; Духовный мир; Истинная Реальность, Единство. На сайте много статей, в которых мы разбираем это подробнее. Но постичь это можно только на опыте, очищаясь от всех иллюзий с помощью различных техник и практик и качественно проходя свои уровни или этапы пути.

Учение о чистом недуализме наименее популярно в иллюзорном мире, поскольку те, кто пришел в этот мир, отказались от Истины, выбрав иллюзии. Каждый из нас сделал этот выбор, иначе мы бы не могли воспринимать этот мир. Этот выбор скрыт глубоко в подсознании, придавлен негативом и ложными убеждениями, а сверху прикрыт иллюзией отдельного я (ложным образом себя как человека) и остальными Иллюзиями Жизни. И теперь, чтобы отменить неправильный выбор, нужно его полностью осознать, а здесь без серьезной работы над собой не обойтись.

Для духовного прогресса необходимо последовательное прохождение всех четырех уровней: от материального дуализма – через полудуализм и недуализм – к чистому недуализму, который отражает Истину. Поэтому все четыре учения нужно хорошо понять и осознать на собственном опыте. Подробнее эти четыре мировоззрения разбираются в книгах, рекомендованных в статье Техника рассоздания проблем и иллюзий, ТРИО.

Ошибки учения нео-адвайты

Несмотря на то, что недуализм – это этап на пути самопознания и просветления, нео-адвайта может принести больше вреда, чем пользы, если не двигаться дальше. Сама по себе нео-адвайта является неполным учением (за что ее шутливо называют недо-адвайтой), поскольку ограничена сферой сознания и признает видимый мир как реально существующий. Это утверждает реальность иллюзий и тем самым отрицает Истину, а отрицание Истины приводит к невозможности ее постижения на опыте.

Мало кто постиг чистый недуализм и рассказал об этом. Те единицы, которые слушали, не могли понять, поскольку ум не в состоянии понимать то, что за его пределами, а в своей практике они еще не дошли до Истины. Поэтому, важная часть изначального учения адвайты со временем была забыта или переписана в соответствии с представлениями учеников, и истинная суть адвайты была утеряна. Дальше – хуже, поскольку в этом мире, мире эго и сопротивления истине, не может быть иначе. Постигшие единство на уровне сознания (или получившие проблеск единства) стали проводить сатсанги, и это явление стало набирать обороты, популяризуя недо-адвайту. Слушатели сатсангов заразились идеями типа "меня нет", "кто должен практиковать?", "я уже есть То", "нужно просто слушать сатсанги и этого достаточно", "всё происходит само" и т.д. И сейчас множество людей годами и десятилетиями носятся с этими идеями, которые они формально приняли на уровне ума, ничего не практикуя и никуда не двигаясь. Если бы такой подход работал, они бы уже давно просветлели и пребывали в непрерывном духовном блаженстве за пределами этого мира. Очевидно, что это не так. Так что, это лишь очередное застревание в иллюзиях, что более подробно рассмотрено в других материалах сайта.

Поэтому, если вас действительно интересует освобождение, духовное пробуждение или просветление, то нужно для начала прояснить для себя картину всех уровней и найти свой текущий, а затем – делать подходящие практики, чтобы избавиться от негатива и ложных убеждений, которые мешают постижению следующего уровня.

И пусть ваш путь к вашему Истинному Я будет быстрым и радостным!