Цель и смысл жизни. Свобода выбора у персонажа

Сознание создало этот спектакль.

Сознание написало сценарий.

Сознание играет роли всех персонажей.

И Сознание же наблюдает за этой пьесой.

Это шоу Одного Актера.

Ощущение себя живым и присутствующим является таким опьяняющим,

что человек оказывается зачарованным проявленным миром

и настолько вовлекается в него, что ему уже не до выяснения того,

существует ли мир на самом деле или просто является

галлюцинацией, сновидением, миражом.

— Рамеш Балсекар

Как уже говорилось в Схеме Бытия, Чистому Сознанию, непроявленному Брахману, снится сон, что Он стал проявленным "Я Есть", и затем из этого "Я Есть" возникло всё остальное воспринимаемое. Этот "переход" из непроявленного в проявленное произошел спонтанно и неконтролируемо. Потому что, могло ли чистое непроявленное сознание захотеть и запланировать проявиться? Не могло, потому что в непроявленном сознании нет даже самоосознания, не говоря уже о каких-то мыслях, желаниях и планах. Любые мысли, желания и планы могут возникать только в проявленном сознании, в сфере относительности, в рамках кажущейся двойственности. Так сказать, во сне Брахмана.

Всё в этом снящемся сознанию мире взаимосвязано и взаимозависимо, всё влияет на всё, поэтому всё контролирует всё. Не всегда это очевидно для конкретного человека, но даже наука это подтверждает.

Есть ли в этой схеме место для реального независимого управляющего человека, который может контролировать, несмотря на всё? Другими словами, может ли человек действовать независимо от всего и подчинять что-то своему контролю, будучи свободным от контроля всего остального? Очевидно, что нет, даже на уровне примитивной логики. Однако, человеку кажется, что он и есть тот самый независимый контролирующий со свободой выбора, и часто это очень приятное ощущение, не так ли?

Мы обнаруживаем себя в этом проявленном мире, видя только малую его часть и ощущая себя уже каким-то, с уже имеющимися представлениями, мировоззрениями, идеями, желаниями, целями, планами и свободой выбора — всеми этими атрибутами ложного эго. Мы не помним, как возник этот мир, как всё началось. Это подобно тому, как вечером ты ложишься спать, и вдруг — бац! — обнаруживаешь себя в какой-то другой реальности (уже не помня о "реальности бодрствования" минуту назад), где всё уже создано и кажется существующим давно, где у тебя есть какая-то цель, соответствующая твоему (снящемуся) пониманию смысла жизни, и вот ты уже чувствуешь себя действующим лицом, свободным выбирать то или это. Таким же образом всё происходит и в так называемой реальности бодрствования, в которой ты оказался (так же незапланированно) и осознал себя уже с набором каких-то идей, убеждений, представлений, включая смысл и цель "твоей" жизни.

И в состоянии бодрствования, и в ночном сновидении ты чувствуешь себя отдельным независимым существом со свободой выбора, действующим лицом, причиной, личностью. Но, как мы уже разобрали, все эти перечисленные вещи — лишь кажутся существующими, и не существуют в Высшей Реальности.

Цель и смысл жизни может существовать только для отдельного существа, считающего себя независимой причиной, личностью, человеком; но если эти убеждения о себе — иллюзии, временные восприятия внутри сновидения, то как может не быть иллюзией твоя цель и твой смысл жизни?

Конечно, можно сказать, что для человека высшей целью и смыслом жизни является самопознание и пробуждение — осознание своей истинной природы, Высшей Реальности. И об этом заявляют чуть ли не все священные писания и все просветленные мудрецы. Это высшая цель и высший смысл жизни души, отождествленной с персонажем, — осознать ложность временных отождествлений, познать себя как Чистое Сознание. В мире относительности это правда. И к этому всё идет — для каждого без исключения, вопрос лишь времени.

У тебя как Чистого Сознания нет и не может быть никакой цели и никакого смысла жизни, а у тебя как персонажа цель и смысл "вшиты" в тебя и являются неотъемлемой частью "твоей" снящейся жизни.

Свобода выбора у персонажа

Отдельно стоит рассмотреть вопрос наличия свободы выбора у человека, который является лишь персонажем сна Чистого Сознания. На сайте мы уже исследовали это в статье "Есть ли свобода выбора", а здесь я лишь добавлю, что это чувство свободы выбора так же "по умолчанию вшито" в персонажа, как и все остальные иллюзии. На самом деле, вопрос даже не в том, есть ли у тебя настоящая свобода выбирать, а, скорее, в том, КТО имеет (или не имеет) эту свободу? Кто этот я? Исследуй это искренне и до конца, и ты обнаружишь, что это "я", которое якобы свободно выбирать, контролировать и т.д., создается возникающей мыслью. Ты чувствуешь себя выбирающим, контролирующим, имеющим смысл и цель только тогда, когда возникает соответствующая мысль — что ты выбираешь, контролируешь, имеешь цель и смысл жизни. Когда эти мысли не возникают, ты этого и не чувствуешь. Когда нет мыслей о каком-то таком я, нет и никакого я.

Это совсем нетрудно увидеть, когда ум уже достаточно очищен предварительными практиками. И если тебе нужна еще одна практика, попробуй замечать эти промежутки, когда не возникают мысли, создающие временный образ тебя. Кто ты без этих образов себя? Являешься ли ты персонажем или ты лишь наблюдаешь, как мысли формируют ощущение себя как персонажа?

Хочешь увидеть процесс формирования своего ложного образа? Просто задавай себе вопрос "Кто я?" и смотри как ум быстренько собирает "тебя" из воспоминаний и идей. Поделай это какое-то время, и ты увидишь, что этот образ "себя" меняется. Фактически, каждый раз, когда ум создает образ тебя (в ответ на твой очередной вопрос "Кто я?"), это уже не тот же самый образ, есть отличия. Если ты внимателен, ты это увидишь.

Попрактиковав это самоисследование ("Кто я?") некоторое время, и ясно увидев, что образ "себя" довольно изменчив, у тебя естественным образом возникнет вопрос: "Разве я должен верить уму, который на один и тот же вопрос дает разные ответы?". Разве я обязан считать себя всеми этими изменчивыми образами, которые в совокупности и формируют "меня" как некого перманентного персонажа? Могу ли я вообще быть этим персонажем, если я его наблюдаю? Кто я, который наблюдает все эти изменчивые вещи?

Такое исследование приводит к Открытой Истине и центрирует в ней, благодаря чему чары ума ослабевают, а это открывает дверь к духовному пробуждению и, затем, к просветлению. О чем мы и поговорим в следующей главе.